Урок 19-20. Сущность и структура педагогического процесса - Файлы - УРОКИ. КОЛЛЕДЖ - Каталог файлов - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Вторник, 06.12.2016, 20:53
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [38]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 19-20. Сущность и структура педагогического процесса
[ Скачать с сервера (20.0Kb) ] 31.01.2014, 17:03

Образование – это то, что остается, когда мы уже забыли все, чему нас учили.
Маркиз Галифакс (Д. Сэвил).
 
Урок 19-20. Сущность и структура педагогического процесса
 
Цель занятия: сформировать у студентов понятие о сущности педагогического процесса, его движущих силах и структуре.
 
Тип урока: традиционный (сдвоенный) урок освоения нового материала.
 
Методы урока: фронтальный письменный опрос, лекция с элементами беседы.
 
Ход урока
 
1. Организационный момент.
 
Приветствие, определение отсутствующих, проверка внешнего состояния кабинета. Проверка подготовленности группы на урок, организация внимания.
 
2. Проверка домашнего задания.
 
А). Фронтальный устный или письменный опрос.
1). Что такое обучение?
 2). Охарактеризуйте модели обучения?
Б). Проверка домашнего задания на выбор: 1). Что следует понимать под компьютеризацией обучения? Какую роль играет обучающая машина (компьютер) в организации учебной работы учащихся?
2). Перечислите связанные с обучением проблемы, которые вы считаете наиболее значимыми для рассмотрения и решения. Предложите дидактический путь решения из поставленных вами проблем.
 
3. Изучение нового материала.
 
ПЛАН УРОКА:
 
1. Понятие «педагогический процесс».
2. Структурные компоненты педагогического процесса как системы.
3. Движущие силы развития педагогического процесса.
 
1). Лат, слово «процессус» означает «движение вперед», «изменение». Педагогическим процессом называют развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности.
(2). Образовательный процесс включает в себя 6 образовательных компонентов. Самый важный компонент – цель образовательного процесса. Это представление о результате образования. Ей подчиняется все: содержание, организация, формы, методы обучения и воспитания. Следующим компонентом структуры педпроцесса являются принципы. Педагогические принципы – это основные идеи, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных целей. Цель и принципы определяют педагогическое содержание. Пед. содержание – это та часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.
4 компонент педпроцесса – это методы и средства. Их педагоги выбирают самостоятельно. Педагогический метод – это упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных задач. Средством называется все то, что используют субъекты (учителя и учащиеся) в процессе движения к цели. Роль средства может выполнять любой объект окружающей действительности: предмет, вещь, звук, природное сырьё, животные, растения, произведения творчества, явления, события, эпизоды и прочее.
5. Формы обучения и воспитания. Форма – это внешнее выражение согласованной деятельности педагогов и обучающихся по достижению цели образования. Индивидуальная, групповая, парная и др.
6 компонент – это условия. Не входят в образовательный процесс, но он без них не осуществляется (санитарно-гигиенические, наличие педагогов и обучающихся, наличие взаимодействия между педагогами и обучающимися, сотрудничество, взаимопомощь).
Все компоненты неразрывно связаны между собой и нарушение эффективности одного компонента разрушает весь образовательный процесс в целом.
(3). В целом, в образовании узаконен навязчивый процесс взаимо-одурачивания, основанный на договоре: «Я буду делать вид, что тебя учу, а ты делай вид, что учишься».
Учителя не имеют никаких возможностей обучать, а ребята – обучаться. И те, и другие понимают это, но вынуждены приспосабливаться.
Отсюда – тоска лицемерного оценочного контроля, фальшь и нелепость формальных отношений на уроке.
Урок математики. На доске вузовский преподаватель рисует единичный круг. В классе царит весеннее настроение. Между партами по своим делам не спеша ходит народ. Идёт оживлённая беседа о вчерашней дискотеке: кто кому дал по морде. У окна четверо пишут «пульку», в углу двое влюблённых жгут костёр из бумаги прямо на парте. Все при деле...
Учащемуся в школе наплевать, за редким исключением, на всё, что происходит в ней. Он просто не видит цели, стоящей того, чтобы ради неё прикладывать какие-либо усилия. Тот, кто хочет чего-то добиться, чаще делает это где угодно, только не в школе. Многим же просто всё по фигу. Желание учиться пропадает к классу пятому, когда уже никому не взбредёт в голову поднять руку или, того хуже, проявить инициативу. А предметов, где действительно интересно, оказывается очень и очень мало...[1]
Не случайно в большинстве учебно-воспитательных учреждений учеба не становится для учащихся деятельностью, формирующей личность.
В качестве иллюстрации сказанного можно привести письмо бывшей школьницы: «Я – старшеклассница, закончила 9 классов. Что мне дала школа? Я вот сравниваю с образованием Джейн Эйр и героинь других романов – эти девушки умеют всё: культурно разговаривать, вести себя в обществе, за столом. Умеют хорошо рисовать, вышивать, играть на музыкальном инструменте. Знают иностранный язык.
Что умею я? У нас были уроки труда, но я не умею шить. У нас были уроки музыки, но я не знаю даже музыкальной азбуки. У нас были уроки рисования, но я не умею хорошо рисовать. У нас есть уроки французского, но я не знаю так хорошо этот язык, чтобы читать или говорить на нём. Я не умею танцевать. Я не умею пользовать столовыми приборами (в столовую у нас в школе галопом бегут). Я не могу в обществе свободно говорить о литературе, о музыке, об искусстве. Вы подумаете, что я неуч.  Нет. Я хорошистка. Имею четвёрки и пятёрки. Но почти все мы такая серость.
Я не знаю, что я могу предложить. Но я бы не такое хотела получить образование. Я поступлю в институт, но и после его окончания получу диплом – кусочек бумаги и всё.[2]
Дело в двух обстоятельствах. Во-первых, учеба в образовательном заведении традиционно построена, главным образом, как занятие принудительное, смысл которого для многих ребят неочевиден. Во-вторых, организация учебы не учитывает психологических особенностей детей школьного и студенческого возраста.
 
Образование состоится в одном-единственном случае: когда образующиеся жаждут образования. Школе придется ответить глубинным и настоящим потребностям растущего человека. Потребностям действительным, а не предполагаемым.
1. Познавательные потребности. Чтобы развиваться, то есть становиться другим, новым (а человек не может стоять на месте, если он не движется вперед, он катится назад), личности нельзя не обладать познавательной потребностью. Ей нельзя останавливаться на уже известном, привычном. Надобно заниматься чужим, далеким, неизвестным.
2. Противоречия в чувствах и отношениях – очевидный факт. Образование призвано помочь детям справиться с напряжением противоречий благодаря их продуктивному разрешению внутренней борьбы соблазна и долга, дурных и хороших мотивов. Нам дано на выбор несколько траекторий и способов жизни. Мы вынуждены выбирать одну из них. Человек поставлен перед необходимостью выбора, кéм и чéм стать в этом мире. Но свобода имеет свои границы и свой диапазон. Чем воспитаннее человек, тем крепче границы его своеволия.
3. Потребность в жизни чувств. Трудность развития природных дарований людей определяется, в частности, дуальной сущностью человека: он – одновременно чувственное и рациональное существо. Дуализм человеческой природы снимается художественно-чувственной культурой, игрой. Игра здесь понимается предельно широко, вбирая в себя и все виды искусства. Воспитательная сила искусства заключена в его игровой — иносказательной природе.
 
4. Закрепление
 
Поясните, какие компоненты педагогического процесса являются необходимыми и достаточными для характеристики его как системы?
 
5. Запись домашнего задания.
 
Обязательное: повторить конспект.
 
 
Используемая литература
 
1. Бим-Бад Б. М. Образование как преступление.
2. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. - 299 с.
3. Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Ред. П.И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2006. 608 с.
4. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов. - 2-е изд., доп. - М. : Юрайт : Высшее образование, 2010. - 574 с.
 
 

[1] Кумарин В.В. Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе (педагогическое расследование). М, 1996. 
[2]  В.В. Кумарин. Зачем? // Учительская газета. 1989. 9 февраля.

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 692 | Загрузок: 28
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Я испытываю плохое состояние, когда:
    Всего ответов: 100
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016