ПРИВЕТ, МОЙ ДРУГ!
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Среда, 15.05.2024, 20:24
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [110]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 17-18. Сущность и основные модели процесса обучения
[ Скачать с сервера (20.1 Kb) ] 31.01.2014, 17:00

 

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.
Педагогика должна дать направление этим случайностям.
В.Ф. Одоевский

 

 

 

Урок 17-18. Сущность и основные модели процесса обучения

 

 

 

Цель занятия: усвоение всеми студентами стандартного минимума фактических сведений о сущности и основных моделях обучения.
 

Тип урока: комбинированный урок. Данный урок рассчитан на два академических часа.

 

 
Методы урока: лекция с элементами беседы.
 

Ход урока

 

 
1. Организационный момент.
 
– Здравствуйте дорогие ребята! Очень приятно видеть вас в хорошем расположении. Вы готовы начать урок?
 
2. Проверка домашнего задания.
 
А). Фронтальный устный или письменный опрос.
Что такое коллектив и какую роль он играет в воспитании детей?
Опишите этапы становления коллектива?
Б). Проверка домашнего задания на выбор:
1).

Признак

Характеристика признака

1. Общая социально значимая цель

 

2. Общая совместная деятельность

 

3. Отношения ответственной зависимости

 

4. Общий руководящий орган

 

 
2). Назовите основные этапы разработки теории коллектива в отечественной педагогике и их отличительные особенности.
3). Приведите примеры позитивного и негативного влияния коллектива на детей.
 
3.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
 
1. Какие ассоциации вызывает у вас слово «обучение»?
2. Каково значение этого процесса для общества и человека?
 
4. Изучение нового материала.
 
Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (транс­ляцию) общественно-исторического, социокультурного опыта другому человеку (людям) в специально организованных усло­виях семьи, школы, вуза, сообщества.[1]
Процесс овладения знаниями и умениями может происходить в двух основных вариантах: репродуктивном (воспроизводящем) и продуктивном (творческом).
Первый характерен для традиционной системы обучения (знаниевой), второй — для современных моделей.
При знаниевом подходе обучение строится следующим образом: изложение, понимание, обобщение, применение. Такой подход упорядочивает, организует процесс обуче­ния, предписывает рациональную деятельность педагога и учащихся. Однако эта система все более критикуется за то, что ставит целью передачу готовых знаний, не вовлекая учащегося в умственную деятельность, и не способствует развитию мышления.
Знаниевый подход имеет существенные недостатки. 1). Консерватизм, шаблонность в обучении. На протяжении 10 тысяч уроков в своей школьной жизни ученика ждет одно и тоже: проверка домашнего задания, далее опрос ранее изученного, затем следует новый материал, его закрепление и домашнее задание. Часто в присутствии всего класс в начале урока учитель «пытает» своими вопросами одного-двух ребят, не всегда имеющих представление о том, что от них хочет учитель. Для одних ребят такие минуты приравниваются к стрессовым ситуациям, для других – возможность самоутвердиться, для третьих, – позлорадствовать над мучениями своих товарищей.[2]
2). Застой, косность в обучении. Учиться в «школе знаний» скучно: скука на уроках – подлинный бич современной школы. Чтобы как-то «развеселить» учащихся, придать уроку элементы развлекательности, вводятся методы стимулирования той же познавательной деятельности. Заниматься все равно скучно! Тогда еще вводятся методы стимулирования долга и ответственности: «Учись, Юра, ты должен учиться (в смысле только познавать), это тебе понадобится в будущей жизни». Но бедный Юра хочет жить сейчас, сегодня, а какая там у него станет будущая жизнь, он представляет себе весьма туманно.
Продуктивной будет та педагогика, которая направляет ребенка на поиск самого себя. На поиск высших начал внутри самого себя. Помогает отрыть свое предназначение, место в жизни, смысл жизни. Не зря сказано: «Познай самого себя» – это тысячелетняя мудрость.
В настоящее время имеются альтернативы «знаниевой парадигме».
Личностно-развивающее образование. Оно в различных вариантах всегда было представлено в отечественных психолого-педагогических теориях обуче­ния. В исследовательской практике В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина развивающее обучение было представлено в организации творческой деятельности школьников и формировании опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. В концепции Л. В. Занкова важное место придается развитию пси­хических процессов и эмпирического мышления. В теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова ак­цент делается на развитии теоретического мышления, способностей к рефлек­сии, планированию, формированию обобщенных учебных действий, а также мотивов учения.
Проблемное обучение.  Оно раскрывается через постановку (учителем) и разрешение (учеником) проблемного вопроса, задачи и ситуации.
Проблемный вопрос предполагает поиск и разные варианты ответа, то есть заранее готовый ответ здесь неприемлем.
Примеры проблемных вопросов: «Почему гвоздь тонет, а корабль, сделанный из металла, нет?», «Что в природе меняет цвета?»
Пример проблемной задачи: «Какие необходимо сделать действия, чтобы равенство 2 + 5х3 = 21 было верным?»
Идея программированного обучения. Она была выдвинута в середине 1950-х гг. Управление данной системой осуществляется посредством посылки команд со стороны учителя (компьютера и других технических средств, и аудио-, видеотехники) ученику и получения обратной связи. То есть информации о ходе обучения учителем (оценка) и самим учеником (самооценка).
Итак, современное обучение состоит в том, что учащийся не только усваивает конкретные знания, умения и навыки, но и овладевает способами действий, обучается конструировать и управлять своей учебной деятельностью.
 
5. Закрепление.
 
А). 1). Что следует понимать под обучением?
       2). Какие модели обучения вы знаете?
Б). Вставьте нужные слова.
1.  Задачи дидактики как науки: — описывать и объяснять...; — разрабатывать более совершенную организацию... обучения, новые... системы.
2.  Обучение как целенаправленная педагогическая деятельность предполагает взаимосвязь двух процессов: ... — управляющей деятельности учителя, ... - учебно-познавательной деятельности ученика.
3.  Современная дидактика предусматривает не выработку ... учащихся, но общее их ..., а также ... интеллектуальных и других умений учеников.
(Слова для вставки: процесс обучения, процесса, обучающие, преподавания, учения, знаний, развития, формирование).
 
6. Запись домашнего задания.
 
Обязательное: повторить конспект.
На выбор: 1). Что следует понимать под компьютеризацией обучения? Какую роль играет обучающая машина (компьютер) в организации учебной работы учащихся?

2). Перечислите связанные с обучением проблемы, которые вы считаете наиболее значимыми для рассмотрения и решения. Предложите дидактический путь решения одной из поставленных вами проблем.

 

 
7. Итог урока.
 

Преподаватель подводит итог работы студентов на уроке, оценки.

 

 
Спасибо за работу!
 
 
Используемая литература, источники
 
1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. - 299 с.
2. Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Ред. П.И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2006. 608 с.
3. Педагогика: Теория обучения: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. Л.Д.Старикова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007. 223 с.
 
 

[1] Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2002. С. 91.
[2] Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Ред. П.И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2006. 608 с. С. 121-122.
 

[3] Там же. С. 121.

 

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 831 | Загрузок: 37
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Интернет урок
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Фед. ин-т пед. изм-ний
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Глобус
    Наш опрос
    Основная роль школы заключается в:
    Всего ответов: 123
    АФОРИЗМЫ
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2024