Урок 15-16. Коллектив и личность - Файлы - УРОКИ. КОЛЛЕДЖ - Каталог файлов - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Понедельник, 05.12.2016, 11:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [38]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 15-16. Коллектив и личность
[ Скачать с сервера (21.1Kb) ] 30.01.2014, 10:37

 

Если бы с молодостью уходило одно хорошее –
то остальные возрасты человеческой жизни показались бы до того невыносимы,
что всякий индивидуум перерезывал бы себе горло на тридцать втором году.
Много дрязг плавает в шумных волнах молодости и уплывает с ними;
а все-таки лучше этих волн нет ничего.
 И. Тургенев

 

 

 

Урок 15-16. Коллектив и личность

 

 

 

Цель занятия: познакомить с понятием «коллектив», рассмотреть этапы развития коллектива и развитие личности через коллектив, посредством коллектива; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся (высказывать свою точку зрения, прислушиваясь к мнению других студентов).
 

Тип урока: традиционный (сдвоенный) урок освоения нового материала с элементами практической работы (с раздаточным материалом) и с элементами дискуссии.

 

 

Методы урока: фронтальный опрос, словесный, частично-поисковый, практический.

 

 

Ход урока

 

 
1. Организационный момент.
 
– Здравствуйте, ребята!...
 
2. Проверка домашнего задания.
 
А). Фронтальный устный или письменный опрос.
Почему воспитание относится к общей и вечной категории?
Что лежит в основе различий моделей воспитания?
В чем отличие моделей развития личности?
Какова роль самовоспитания в структуре развития личности?
Б). Проверка домашнего задания на выбор:
1. Что Вы скажете тем, кто утверждает, будто воспитание – это воздействие педагога на ребенка? А тем, кто говорит, что воспитание – это организованная деятельность? А тем, кто считает, что воспитание не что иное, как сама жизнь ребенка?

2. Попытайтесь, используя факты современной жизни, показать

 

возрастающую роль воспитания в обществе и формировании человеческой личности.
3. Приведите примеры из художественных произведений, где отражалась бы та или иная модель воспитания.
 
3.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
 
На прошлом уроке мы рассуждали о сущности и признаках воспитания; изучали самовоспитание как направление совершенствования личности рассмотрели основные концепции воспитания. Сегодняшний урок будет проведен в форме урока-подарка. Скажите, что можно дарить? (Цветы, сувениры, книги, радость и т.д.) А еще друг для друга можно подарить знания. А сегодня мы познакомимся с темой «Коллектив и личность» и будем дарить, новые знания друг другу.  Запишите план урока себе в тетрадь.
 

4. Изучение нового материала.

 

 
ПЛАН УРОКА:
 
1. Понятие «коллектив».
2. Стадии развития коллектива.
3. Роль учебно-воспитательного коллектива в развитии личности.
 
(1). «Коллектив» (от лат. collectives – собирательный) рассматривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения».
Коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе понимается различно: либо любое организованное объединение людей, либо – высокую степень развития группы.

(2). Этапы формирования коллектива.

 

Первый этап. Создание коллектива воспитатель начинает в неорганизованной группе, у которой нет даже первоначальных переживаний общности цели, нет опыта коллективной деятельности. Воспитатель вынужден прямо взаимодействовать с каждым воспитанником. Воспитатель сам ставит перед группой цели и добивается их выполнения. Задачами этапа являются: найти общие дела, сблизить воспитанников, «проявить» актив.
На втором этапе у коллектива появляются первые признаки субъекта воспитания: начинает действовать орган самоуправления (актив) и возникают отношения ответственных зависимостей. На этом этапе у воспитателя две главные заботы: воспитание актива и воспитание первичных коллективов.
Третий этап А.С. Макаренко называл «расцветом коллектива». Коллектив начинает функционировать как субъект воспитания, действует общественное мнение – особая форма коллективного требования, формируются традиции коллективной жизни. На этом этапе в развитом коллективе воспитанники перестают «ощущать, что их воспитывают».
Четвертый этап в развитии детского коллектива – этап «гуманистических отношений». Каждый воспитанник уже не только активно участвует в коллективной жизни, но и своим творчеством оказывает на нее влияние. Все члены коллектива предъявляют сами к себе высокие требования, стремятся быть на уровне нравственных ценностей.
 (3). В коллективе освоение детьми позитивного социального опыта специально планируется и направляется педагогами-профессионалами. Ребенок с поступлением в школу становится членом многих коллективов, часть из которых он выбирает самостоятельно (кружки, секции и т.п.), а членом других, и, прежде всего классного коллектива, он становится в силу определенных условий.
Как член общества и коллектива, воспитанник вынужден принимать те правила и нормы взаимоотношений, которые свойственны тому или иному коллективу. Коллектив открывает возможности накопления опыта коллективного поведения в позициях не только подчинения, но и активного противопоставления и руководства.

В конечном итоге это приводит к формированию таких социально ценных качеств, как гражданственность, гуманизм, инициативность, ответственность, социальная справедливость и др. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие или неприятие себя как личности.

 

 
На второй половине пары я предлагаю вам практическую работу.
 
Приложение. Раздаточный материал.
 
5. Закрепление.
 
Докажите, что воспитательный коллектив или малая социальная группа – это важнейший институт воспитания личности.
 
Заключительное слово преподавателя
 
Роль коллектива в развитии личности состоит и в том, что он открывает возможности практического освоения демократических форм организации жизнедеятельности. Прежде всего, это реализуется через активное участие в школьном самоуправлении и многообразной общественной жизни.
 
 
6. Запись домашнего задания.
 
Обязательное: повторить конспект.
На выбор: 1).

Признак

Характеристика признака

1. Общая социально значимая цель

 

2. Общая совместная деятельность

 

3. Отношения ответственной зависимости

 

4. Общий руководящий орган

 

 
2). Назовите основные этапы разработки теории коллектива в отечественной педагогике и их отличительные особенности.
3). Приведите примеры позитивного и негативного влияния коллектива на детей.
 
7. Рефлексия. Беседа
 
1. Интересно ли прошло занятие?
2. Довольны ли вы результатом своей работы?
3. Какие трудности возникли у вас в течение урока?
4. Что нового узнали на уроке?
 
8. Итог урока.
 

Преподаватель подводит итог работы студентов на уроке, оценки.

 

 
Спасибо за работу!
 
 
Используемая литература, источники
 
1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. – М., 2003.
3. Педагогика: Теория и методика воспитания: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007.

 

 

Приложение.
 
 
 
1. Заполнение таблицы

Коллектив – это…

Признаки понятия

Совпадающие признаки

Несовпадающие признаки

«… Культурная ценность, и как таковая он составляет культурную среду жизнедеятельности учащихся; в то же время он используется воспитателем в качестве средства воспитания внутреннего мира личности воспитанников» (П.И. Пидкасистый).

 

 

 

«…Таковая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения» (А.С. Макаренко).

 

 

 

«…Система работы, строящаяся на основе отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей» (И.П. Иванов).

 

 

 

«…Группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством» (Г.М. Коджаспирова).

 

 

 

 
Если остается время до конца урока, то можно обсудить творческие задания.
 
1. В.А. Сухомлинский писал: «Детей нужно учить делиться радостями, трудностями, мыслями, переживаниями. Нужно учить их творить, мечтать и беречь мечту… Вот в этом и состоит одна из великих тайн, а вместе с тем и одна из простейших истин в воспитании коллектива: настоящее наслаждение человеческим общением дети должны переживать потому, что они являются активными творцами красоты». Согласны ли вы с этими словами?
2.            Необходимо почистить дорожку к крыльцу школы. Организуйте коллективную деятельность группы. А как будет выглядеть совместная деятельность группы в этом случае?
3. В начале XX в. Луначарский писал: «Мы хотим воспитать человека, который… жил бы общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами… Наряду с этим мы отнюдь не стремимся к стадности, к растворению личности, к стиранию оригинальности. Нисколько! Нам нужно, чтобы на коллективной основе особенности человека получали полное развитие. Мы должны развернуть особенности, дарования, развить навыки, которые человек себе выбрал и которые общество ему указало…» (Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., 1976. С. 306). Что вы думаете по этому поводу? Может ли личность в коллективе достичь полного расцвета своей индивидуальности?

 

 

 
Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 1900 | Загрузок: 125
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Любимая пора года?
    Всего ответов: 144
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016