Урок 13-14. Сущность воспитания и самовоспитания, его модели - Файлы - УРОКИ. КОЛЛЕДЖ - Каталог файлов - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 11.12.2016, 12:57
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [38]
Главная » Файлы » УРОКИ. КОЛЛЕДЖ » Файлы

Урок 13-14. Сущность воспитания и самовоспитания, его модели
[ Скачать с сервера (31.3Kb) ] 30.01.2014, 10:35

 

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.
(А.С. Пушкин "Во глубине сибирских руд…”)
 

 
Урок 13-14. Сущность воспитания и самовоспитания, его модели

 

 Цель занятия: проанализировать сущность и признаки воспитания; исследовать самовоспитание как направление совершенствования личности рассмотреть основные концепции воспитания.
 
Тип урока: традиционный (сдвоенный) урок освоения нового материала.
 
Методы урока: фронтальный опрос, лекция с элементами беседы.
 

 

 

Ход урока

 
1. Организационный момент.
 
Приветствие, определение отсутствующих, проверка внешнего состояния кабинета. Проверка подготовленности группы на урок, организация внимания.
 
2. Проверка домашнего задания.
 
А). Фронтальный устный или письменный опрос.
 
Раскройте смысл утверждения: учитель является субъектом педагогической деятельности.
Б). Проверка домашнего задания на выбор:
1. Найдите и выпишите высказывания общественных деятелей, ученых, писателей, педагогов об учителе и педагогической профессии.
2. Подберите пословицы и поговорки об учителе и педагогической профессии.
3. Назовите выдающихся учителей разных времен. В чем их заслуги перед человечеством?
4. Напишите микросочинение на тему «Педагогическая профессия в XXI в.».
5. Напишите сочинение на одну из тем по выбору: «Мой любимый учитель», «Мой идеал учителя», «Современный учитель – каков он?» и др.
6. Напишите микросочинение на тему: «Почему я выбрал(а) педагогическую профессию?».
 
3.  Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
 
На данном этапе применяется прием «Групповая мозговая атака». Учащимся предлагается записать в тетради все, что они знают по данной теме. Затем на доске записываем все, что говорят дети, не отбрасывая ничего. Оформляем ответы в виде кластера:

 

 
 

 

4. Изучение нового материала.

 

 
ПЛАН УРОКА:
 
1. Понятие воспитания, его специфика.
2. Основные признаки воспитания.
3. Модели воспитания.
4. Самовоспитание в структуре развития личности.

 

 

 

(1). Когда Блонскому исполнилось пятьдесят лет, представители прессы обратились к нему с просьбой дать интервью. Один из них спросил ученого, какие проблемы его больше всего волнуют в педагогике. Павел Петрович подумал и сказал, что его не перестает занимать вопрос о том, что же такое воспитание.[1]
Действительно, обстоятельное уяснение этого вопроса – дело весьма сложное, ибо чрезвычайно сложным является тот процесс, который обозначает это понятие.
Исходное значение слова «воспитание» обусловлено корневой частью слова: «воспитание» – это вскармливание, питание ребенка, не приспособленного к жизни и совершенно беспомощного при рождении. В данном значении слова процесс воспитания свойственен и животным (питают своим молоком млекопитающие).
Сегодня термин «воспитание» далеко ушел от своего исходного смысла, тем не менее, нельзя не признавать, что опора на смысловой исток сохраняется до сих пор. «Питание», в его прямом значении, обеспечивает рост и функционирование организма. «Питание», в его фигуральном смысле, означает социализацию маленького ребенка, вхождение его в культуру и «усвоение» того, что выработано культурой.
(2). Воспитание как педагогическое явление имеет присущие только данному явлению признаки. Рассмотрим основные признаки воспитания:
1. Целенаправленность всего воспитательного процесса и каждого элемента.
Триединая сущность воспитания: средство, процесс и результат.
3. Воспитание в своей сущности – процесс взаимодействия педагога и воспитанника при активности обеих сторон.
4. Содержание воспитания. Организация освоения социально-культурных ценностей общества и формирование отношения к предметам, явлениям, фактам, событиям окружающего мира, в том числе по отношению к самому себе.
5. Воспитание – процесс творческий.
6. Важным признаком воспитания является то, что оно осуществляется (может и должно) специально подготовленными людьми.
(3). Как только люди попытались осмыслить свое бытие, свой социальный опыт, они начали вести поиск наиболее приемлемых для общества моделей воспитания. Эти модели или концепции были самые разные.
В зависимости от философской концепции, определяющей принципы и особенности системы воспитания, выделяют модели воспитания.
Рассмотрим основные модели воспитания.
1. Идеализм – предполагается создание такой среды, которая способствовала бы расцвету заложенных в душе вечных идей, что определяет развитие совершенной личности. Роль воспитания – помощь воспитаннику в открытии высшего мира идей.

 

Реализм – подразумевает передачу воспитуемому бесспорных знаний и опыта в препарированном виде, всего того, что необходимо в жизни, при этом недостаточное внимание уделяется развитию эмоционально-образной сферы личности.

 

Прагматизм – цель воспитания научить решать реальные жизненные проблемы, способствовать накоплению жизненно необходимого опыта. Воспитание прагматиков и индивидуалистов.
Антропоцентризм – человек понимается как открытая система, которая изменяется соразмерно изменениям мира. Воспитание должно способствовать самосовершенствованию личности. Педагог оказывает помощь воспитаннику в его саморазвитии и обретении индивидуальности, творческих проявлениях.
5. Социоцентризм – воспитание ориентировано на выполнение социального заказа. Примерами могут быть коммунистическая система воспитания (гегемон – класс трудящихся, цель воспитания – воспитание труженика).
Гуманизм – учет личностных особенностей, помощь становлению и совершенствованию личности. Создание комфортных условий для воспитанников, воспитание в атмосфере доверия, уважения и любви.
Свободное воспитание – создание условий свободного выбора способов и средств удовлетворения личностных потребностей, а также выбора жизненных ценностей. Воспитатель должен помочь воспитуемому понять себя, свои потребности и научиться в различных ситуациях согласовывать их с потребностями других людей.
Технократическая модель – процесс воспитания строго направлен, управляем, контролируем, технологично организован. В основу воспитания положен алгоритм «стимул – реакция – подкрепление». При таком подходе возможна манипуляция человеком, происходит воспитание человека – функционера.
(4). Основной идеей теории и методики воспитания является идея саморазвития и самовоспитания личности.
Самовоспитание – сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности в деле самосовершенствования положительных и преодоления отрицательных качеств, и привычек.
Выделяют два основных источника самовоспитания:
внешние требования, переходящие во внутренний план и актуализирующие внутренние противоречия;
внутренние требования личности к себе, обусловленные осознанием противоречий «Я»-реального и «Я»-идеального, между притязаниями и возможностями, между осознанными недостатками и возможностями их исправления.
5. Закрепление.
 
1. Как определяется в педагогике понятие воспитание!
2. Назовите модели развития личности.
3. Что такое самовоспитание?
 
Заключительное слово преподавателя
 
Итак, воспитатель организует деятельность, общение воспитанника и стимулирует его самовоспитание. Самовоспитание предполагает активную, деятельную позицию личности по отношению к себе самой. Эта позиция – позиция субъекта. В зависимости от научных основ понимания человека и процесса его развития появились разные модели воспитания.
 
6. Запись домашнего задания.
 
Обязательное: повторить конспект.
На выбор:

1. Что Вы скажете тем, кто утверждает, будто воспитание – это воздействие педагога на ребенка? А тем, кто говорит, что воспитание – это организованная деятельность? А тем, кто считает, что воспитание не что иное, как сама жизнь ребенка?

 

2. Попытайтесь, используя факты современной жизни, показать
возрастающую роль воспитания в обществе и формировании человеческой личности.
3. Приведите примеры из художественных произведений, где отражалась бы та или иная модель воспитания.
 
 
7. Итог урока.
 

Преподаватель подводит итог работы студентов на уроке, оценки.

 

 
Спасибо за работу!
 
Используемая литература, источники
 
1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. – М., 2003.

 

3. Педагогика: Теория и методика воспитания: Учеб.-метод. комплекс / Авт.-сост. Г.Д. Бухарова, Л.Д. Старикова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. Екатеринбург, 2007.

 

 


[1] Харламов И.Ф. Педагогика. Минск. 2002. С. 89.
 

 

 

 

 

 

Категория: Файлы | Добавил: Платон
Просмотров: 685 | Загрузок: 31
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Основная роль школы заключается в:
    Всего ответов: 95
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016