Потепалов Д.В. Раб. прогр. по истории к учебн. Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России и Ведюшкина В.А. Ист. Ср. веков - Файлы - МЕТОДИЧКИ - Каталог файлов - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Воскресенье, 11.12.2016, 12:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Файлы [8]
Главная » Файлы » МЕТОДИЧКИ » Файлы

Потепалов Д.В. Раб. прогр. по истории к учебн. Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России и Ведюшкина В.А. Ист. Ср. веков
[ Скачать с сервера (325.0Kb) ] 25.12.2012, 19:24
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 37 «Рассмотрено» Руководитель МО ________/И.А.Чугунова/ Протокол № 1 от«28» августа 2012 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ гимназия № 37 _________/ В.А.Кострикина/ «28»августа 2012г. «Утверждаю» Директор МБОУ гимназия № 37 _________/И.В.Иконникова/ Приказ № 324/1 - о от « 28» августа 2012г.
История рабочая программа для учащихся 6 классов Екатеринбург 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе o Федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г., № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; с учетом концептуальных подходов, лежащих в основе ФГОС нового поколения; o Положения о рабочих программах; o Учебного плана МБОУ № 37; o Примерной программы для общеобразовательных учреждений по истории России, составленной на основе учебника Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. –9-е изд. М.: Просвещение, 2009. – 256 с. o Учебно-методического обеспечения. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. –9-е изд. М.: Просвещение, 2009. – 256 с. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. С древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 6 класс. Колпаков С.В., Пономарев М.В. Атлас. История России с древнейших времен до конца XVI века с контрольными заданиями. 6 класс. – 25 с. Ведюшкин В.А. История Средних веков. Учебник для 6 класса общеобразовательной школы. Москва: Просвещение, 2009. – 287 с. Ведюшкин В.А., Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь. Для учащихся общеобразовательных учреждений. 7-е издание. М.: «Просвещение», 2010. – 112 с. Колпаков С.В., Пономарев М.В. Атлас. История Средних веков с контрольными заданиями. 6 класс. – 33 с. Цели курса: • воспитание уважения к зарубежной и отечественной истории, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни; • освоение знаний о важнейших событиях, процессах всемирной и отечественной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности; • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации; • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями; • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов. Задачи курса: · выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом; · развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, пользуясь приемами исторического анализа (сопоставление и обобщение фак­тов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельно­сти людей и др.); · формирование ценностных ориентации и убеждений школьника на основе личност­ного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом, восприятие идей гуманизма, уважения прав человека, патриотизма; · развитие гуманитарной культуры школьников, приобщение к ценностям националь­ной культуры, воспитание уважения к истории, культуре своего народа, стремление сохранять и приумножать культурные достижения своей страны. · осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия; · охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре; показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировых религий (христианство и ислам); · показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить свысока о давно ушедших зеках, стремиться понять их и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям. Общая характеристика учебного предмета. Учебный курс «История» в 6 классе состоит из двух частей: «История России с древнейших времён до конца XVI века» и «История Средних веков». Первая является началом системного изучения учащимися отечественной истории. Он охватывает большой исторический период – от древнейших времён до конца XVI века. Таким образом, в программу курса входит изложение всей русской средневековой истории. Для многих школьных курсов такого же плана было и остаётся характерным преобладание социально-экономической истории, которая выступает в качестве основы всего исторического процесса. Такой подход исходил из концепции о смене «общественно-экономических формаций», когда экономическое развитие и хозяйственные связи оказывались главной движущей силой истории. Автор склонен скорее рассматривать историю России в рамках «цивилизационных» моделей, когда только взаимное сочетание различных факторов позволяет представить исторический процесс во всей его полноте и многообразии и выявить характерные особенности российской цивилизации. В данном курсе большое внимание уделяется политической истории, поскольку она во многом определяет развитие самой российской государственности, формирует яркий событийный ряд и представлена наиболее запоминающимися лицами, и истории культуры (в широком смысле этого слова), т.е. духовной, интеллектуальной и эмоциональной жизни людей. Именно поэтому, с одной стороны, внимание автора сосредоточено на личностях российских правителей и их конкретной деятельности, а с другой, в особые главы выделены не только такие «традиционные» вопросы истории культуры, как литература, архитектура, живопись и т.д., но и повседневная, бытовая жизнь человека средневековой Руси, а также, как важнейший аспект, история церкви, духовной жизни. При этом говорится не только о православной церкви, существование которой является одной из существеннейших основ российской цивилизации. Уделено внимание также другим религиям народов нашей страны. В истории культуры также особо выделен вопрос об истории русской письменности и книжности, поскольку именно письменность представляет собой своего рода стержень культуры, дающий ей полноценную жизнь и сохраняющий народную память о прошлом. История нашей страны рассматривается в контексте общемирового исторического процесса. Подчёркиваются международные связи России, даются сопоставления с событиями других стран. Поскольку наше государство занимает обширную территорию и включает множество народов различных этнических и языковых семей, в курсах в отдельные разделы вынесены сведения о государственных образованиях, существовавших на территории современной России - Волжской Булгарии, Хазарского каганата. Золотой Орды и других. Истории Золотой Орды уделено существенное внимание прежде всего потому, что это государство оказало огромное влияние на весь ход истории России, а распад его вызвал к жизни целый ряд современных народов Российской Федерации. Упомянуты, конечно же, и балтские, и финно-угорские этнические и языковые компоненты российской истории. Изложение истории автор счёл возможным начать не с происхождения восточных славян, а с первобытной эпохи, когда на территории нашей страны появились первые люди. Говорится также и об античном наследии, и о тех народах Восточно-Европейской равнины, которые были известны древним авторам и оставили археологическое наследие. Эти разделы не только расширяют исторический кругозор учащихся, но и помогают им соотнести российскую историю с общемировой, прежде всего историей Древнего мира. К сожалению, в некоторых курсах, где уже присутствуют разделы о других государствах российского региона, кроме собственно Руси, выпадают разделы о тех русских княжествах, территории которых теперь относятся к Белоруссии и Украине, и при изложении удельного периода основное внимание сосредоточено на Новгородском и прежде всего Владимиро-Суздальском регионах. Автор полагает, что говорить о формировании украинского и белорусского народов можно только с XIV века, и поэтому прерывать историю Киевского княжества, а равно и опускать историю Галицко-Волынской или Черниговской Руси нецелесообразно. Кроме того, автор стремился избежать и повсеместной «владимиро-» и «москвоцентричной» схемы истории русских земель. Именно поэтому в программе присутствует раздел об истории Великого княжества Литовского, сыгравшего громадную объединительную роль для земель Южной, Юго-Западной и Западной Руси. Литва долгое время была важнейшим соседом Владимирской, а затем и Московской Руси, отношения с которой определяли многие исторические процессы. Раздел о «собирании земель» вокруг Москвы при первых московских князьях построен по принципу соотнесения московской и тверской политики, упомянуты и другие княжества Северо-Восточной Руси. Показано, что первенствующая роль Москвы на северо-востоке окончательно утвердилась только при Дмитрии Донском, а до этого центром объединительных тенденций могли быть и Тверь, и Нижний Новгород. События первых десятилетий правления Василия II характеризуются как борьба за Московский престол между двумя ветвями московской династии, а не как борьба сторонников и противников централизации, в соответствии с этим они обозначены не как «большая феодальная война», а как княжеская усобица Московского Дома. В целом, в основе курса лежит представление о системообразующей роли государства в истории России. Изложение событий даётся, по возможности, объективно, без выделения той или иной историографической концепции. Материал курса направлен и на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свою страну и уважения её исторического прошлого. Усвоению учащимися материала призван помочь иллюстративный ряд учебников, схемы, карты, генеалогические таблицы, именные указатели. Выдержки из источников способствуют формированию навыков работы с историческими документами, позволяют лучше понять те или иные исторические процессы, почувствовать рассматриваемую эпоху. Вторая часть «История Средних веков» охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание к наиболее важным сквозным проблемам средневековья, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить в рамках средневековья его основные этапы. Хотя курс включает историю Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание уделено истории Европы. Там, где это возможно, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Место учебного предмета в учебном плане. Изучение Истории рассчитано на 70 часов, в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение данной дисциплины по учебному плану гимназии №37. Календарно-тематическое планирование составлено на 70 часов (четыре часа в неделю. Данная программа продолжает авторскую линию курса «Истории» для основной школы и создает условия подготовки учащихся к изучению истории в старших классах. Пропедевтический характер курса способствует успешной социализации школьников в ходе изучения предмета, освоить основные исторические понятия: «православие», «вече», «дань», «колонизация», «полюдье», «вотчина», «житие», «удел», «республика», «владычество», «канон», «поместье», «помещик», «дворяне», «приказы», «земский собор», «крепостное право», «великое переселение народов», «ислам», «сеньоры», «вассалы», «крестовые походы», «католическая церковь» и др. Результаты освоения курса. В результате изучения истории ученик должен знать/понимать · ключевые события истории до конца XVI в.; выдающихся деятелей отечественной и зарубежной истории этого периода; · важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в этот исторический период; уметь · соотносить даты событий истории до конца XVI в.; определять последовательность и длительность важнейших событий российской и зарубежной истории данного периода; · использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников истории до конца XVI в.; · показывать на исторической карте территории расселения европейских, азиатских, африканских и американских народов, границы государств, места значительных исторических событий обозначенного периода; · рассказывать о важнейших исторических событиях и их участников представленного хронологического периода, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры Европы, Азии, Африки и Америки на основе текста учебника; · объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории данного периода; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; · высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России, Западной Европы, Азии, Африки и Америке; · объяснения исторически сложившихся норм социального поведения; · использования знаний об историческом пути и традициях народов Европы, Азии, Африки и Америки в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности. Критерии оценивания Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок. Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл. Критерии оценки знаний учащихся таковы: § глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами; § твердое знание материала в пределах программных требований – четырьмя; § неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами; § наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2». ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 ч. «История России с древнейших времён до конца XVI века» Вводный урок (1 ч.) Народы и древнейшие государства на территории России. Заселение территории нашей страны. Народы на территории России до середины I тысячелетия до н.э. Города-государства Северного Причерноморья, Скифское царство. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Восточные славяне: расселение, соседи, занятия, общественный строй. Кочевые народы Степи. Язычество. Распространение христианства, ислама, иудаизма. Русь в IX-начале XII в. (9 ч.) Соседская община. Город. Новгород и Киев. – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства. Рюриковичи. Владимир I. Крещение Руси. Ярослав Мудрый. Русская Правда. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Международные связи Древней Руси. Повторительно-обобщающий урок. Русские земли и княжества в XII-середине XV в. (13 ч.) Политическая раздробленность Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество. Новгородская боярская республика. Борьба против внешней агрессии в XIII в. Монгольское завоевание. Золотая Орда. Экспансия с Запада. Александр Невский. Великое княжество Литовское. Начало объединения русских земель. Формы землевладения и хозяйства. Иван Калита. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Роль церкви в общественной жизни Руси. Сергий Радонежский. Повторительно-обобщающий урок. Российское государство во второй половине XV-XVII в. (12 ч.) Свержение золотоордынского ига. Иван III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы. Становление органов власти Российского государства. Судебник 1497 г. Местничество. Иван IV Грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Расширение территории государства (присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири). Казачество. Ливонская война. Опричнина. Итоговое повторение. 2 ч. «История Средних веков» Вводный урок (1 ч.) Раздел I. Раннее Средневековье Тема 1. Западная Европа в раннее Средневековье (4 ч.) Великое переселение народов. Христианизация Европы и образование двух ветвей христианства. Империя Карла Великого. Политическая раздробленность. Феодальная раздробленность. Повторительно-обобщающий урок «Раннее Средневековье». Тема 2. Византия и славянский мир (3 ч.) Византийская империя. Тема 3. Арабский мир в VI—XI вв. (3 ч.) Племена Аравийского полуострова. Возникновение ислама. Мухаммед. Арабские завоевания. Раздел II. Расцвет Средневековья. Тема 4. Феодальное общество (3 ч.) Феодализм. Сословный строй в Западной Европе. Власть духовная и светская. Католическая церковь. Вассалитет. Крестьянская община. Средневековый город. Экономическое развитие Западной Европы. Повторительно-обобщающий урок «Расцвет Средневековья». Тема 5. Католическая церковь в XI—XIII вв. (2 ч.) Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Тема 6. Разные судьбы государств (3 ч.) Образование централизованных государств. Сословно-представительные монархии. Тема 7. Культура Западной Европы в XI—XIII вв. (3 ч.) Духовный мир европейского средневекового человека. Раздел III. «Осень» Средневековья. Тема 8. Западная Европа в XIV—XV вв. (4 ч.) Кризис европейского средневекового общества в XIV-XV в. Столетняя война. Крестьянские восстания. Ереси. Гуситское движение. Тема 9. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV–XV вв. (2 ч.) Польша в XIV–XV вв. Страны Балканского полуострова в XIV—XV вв. Раздел IV. Вдали от Европы. Тема 10. Страны Азии, Африки и Америки (7 ч.) Османская империя. Средневековое общество в Индии, Китае, Японии. Культурное наследие Средневековья. Итоговое повторение «Значение Средневековья в мировой истории и культуре».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ №Наименование тем и разделовЛабораторные и практические работыКонтрольные и диагностические работыЭкскурсииОсновные виды учебной деятельностиСроки
1Вводный урок Учащиеся: Выявляют типологию ист. источников по истории России Анализируют фрагмент ист. документа. Сравнивают разные точки зрения о происхождении славян. Анализируют взаимоотношения славян и их соседей. Проводят поиск необходимой информации в дополнительной литературе. Высказывают свои суждения о деятельности первых русских князей. 01.09
Русь в IX-начале XII в. 1
2Восточные славяне. 07.09-
3Соседи Восточных славян. 08.09
4Формирование Древнерусского государства. 14.09-
5Первые русские князья. 15.09
6Владимир Святославич. Принятие христианства. 21.09-
7Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. 22.09
8Культура Древней Руси. 28.09-
9Контрольная работа по теме: «Русь Древняя». 29.09
10Быт и нравы Древней Руси. 05.10-
Русские земли и княжества в XII-середине XV в. 1 Учащиеся: Излагают суждения о причинах, положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности русских земель. Излагают суждения о причинах и последствиях зависимости Руси от Орды. Раскрывают экономические и политические последствия владычества ордынцев на Руси. Высказывают суждения о деятельности и личности Александра Невского.
11Начало периода раздробленности на Руси. 06.10
12Главные политические центры Руси. 12.10-
13Нашествие с Востока. 13.10
14Борьба Руси с западными завоевателями. 19.10-
15Русь и Золотая Орда. 20.10
16Русь и Литва. 26.10-
17Контрольная работа по теме: «Политическая раздробленность на Руси» 27.10
18Культура русских земель в ХII – ХIII веках. 09.11-
19Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества. Учащиеся: Выявляют группы населения, заинтересованные в объединении страны; раскрывать роль церкви в возрождении Руси. Высказывают и аргументируют свою оценку исторических событий и личностей в данный период. На основе дополнительной исторической литературы составляют политический портрет Ивана III, Василия III. Систематизируют ист. материал в виде схемы, таблицы. Выявляют связь между политическими процессами и изменениями в экономических отношениях. Высказывают суждение значении деятельности церковных деятелей. Составляют характеристики Ивана IV с точки зрения взглядов современников Ивана IV и современной ист. науки. Раскрывают значение присоединения территорий к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств. Размышляют: Что хорошего и плохого принесла опричнина? Что было бы, если б её не отменили? 10.11
20Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва. 16.11-
21Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века. 17.11
Российское государство во второй половине XV-XVII в. 1
22Создание единого русского государства и конец ордынского владычества. 23.11-
23Московское государство в конце ХV – начале ХVI века. 24.11
24Церковь и государство в конце ХV – начале ХVI века. 30.11-
25Реформы Избранной рады 01.12
26Внешняя политика Ивана Грозного. 07.12-
27Опричнина. 08.12
28Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках. 14.12-
29Контрольная работа по теме: «Русь Московская». 15.12
30Архитектура и живопись в XIV-XVI веках. 21.12-
31-32Быт XV-XVI веков. Резервный урок 22.12, 28.12
34-35Итоговое повторение по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века». 18.01-19.01
36Вводный урок Учащиеся: Определяют место Средневековья на ленте времени. Характеризуют источники, рассказывающие о средневековой эпохе 25.01-
Раздел I. Раннее Средневековье Глава I. Западная Европа в раннее Средневековье Учащиеся: Показывают на карте направления перемещений германцев, гуннов и других племен, территории варварских королевств. Показывают на карте территории европейских государств раннего Средневековья. Рассказывают об общественном строе германских народов в раннее Средневековье. Раскрывают значение понятий соседская община, вождь, дружина, король, римский папа, епископ, монах. Составляют характеристику Карла Великого, используя информацию учебника и дополнительные материалы. Высказывают суждение о том, почему его назвали Великим. Разъясняют причины и значение распространения христианства в Европе в раннее Средневековье. Представляют описание памятников культуры раннего Средневековья и высказывают свое суждение о них.
37Великое переселение народов и образование гер­манских королевств 26.01
38Христианская церковь в раннее Средневековье 01.02-
39Империя Карла Великого: возникновение, рас­цвет и распад 02.02
40Среди невзгод и опасностей: Западная Европа в IX—XI веках 08.02-
Глава II. Византия и славянский мир Учащиеся: Показывают на карте территорию Византийской империи, называют соседствовавшие с ней народы и государства. Раскрывают значение понятий василевс, кодекс, фреска, мозаика. Объясняют, кто и как управлял Византийской империей. Характеризуют внешнюю политику Византии, ее отношения с соседями. Составляют исторический портрет императора Юстиниана. Рассказывают о культуре Византии, представляют описание ее выдающихся памятников
41Византийское тысячелетие 09.02
42Культура Византии 15.02-
43Образование славянских государств 16.02
Глава III. Арабский мир в VI—XI веках 1 Учащиеся: Показывают на карте территории, населенные арабами в период раннего Средневековья. Рассказывают о занятиях и образе жизни арабских племен. Характеризуют положение и особенности жизни различных народов, входивших в Арабский халифат. Раскрывают значение понятий ислам, Коран, мусульманин, халифат. Объясняют причины и следствия арабских завоеваний. Характеризуют достижения арабской культуры и ее вклад в развитие мировой культуры
44Рождение новой религии 22.02-
45Повторительно-обобщающий урок «Раннее Средневековье» 23.02
46Мир ислама 01.03-
Раздел II. Расцвет Средневековья 1 Учащиеся: Рассказывают о жизни представителей различных сословий средневекового общества – рыцарей, крестьян, ремесленников, торговцев и др. (используя свидетельства источников). Раскрывают значение понятий феодал, сеньор, вассал, рыцарь, сословие, цех, гильдия, католицизм, православие, крестовые походы, еретик, инквизиция. Характеризуют положение и деятельность церкви в средневековой Европе. Высказывают оценочные суждения о сущности и последствиях Крестовых походов. Объясняют значение понятий парламент, хартия, Реконкиста, гусит. Систематизируют материал об образовании централизованных государств в средневековой Европе. Объясняют, какие силы и почему выступали за сильную централизованную власть, а какие – против. Представляют характеристики известных исторических личностей (Жанны д'Арк, Яна Гуса и др.), объясняют, почему их имена сохранились в памяти поколений. Характеризуют причины и итоги социальных выступлений в средневековой Европе. Объясняют причины ослабления и падения Византийской империи. Показывают на карте направления наступления турок (османов на Балканах). Характеризуют представления средневековых европейцев о мире, объясняют какое место в их жизни занимала религия. Рассказывают, что и как изучали в средневековых школах и университетах. Объясняют значение понятий и терминов школа, университет, схоластика, эпос, романский стиль, готика, гуманизм, Возрождение. Представляют описание памятников средневековой культуры, характеризуют их назначение, художественные особенности и др. высказывают суждения о значении идей гуманизма и Возрождения для развития европейского общества.
Тема 4. Феодальное общество
47Сеньоры и вассалы 02.03
48Средневековая деревня 08.03-
49Средневековый город 09.03
Тема 5. Католическая церковь в XI—XIII вв.
50Католическая церковь: путь к вершине могуще­ства 15.03-
51Крестовые походы 16.03
Глава VI. Разные судьбы государств
52Франция: долгий путь к единству 22.03-
53-54Англия: от Нормандского завоевания до парламента. Резервный урок 23.03, 05.04-
55Несбывшиеся надежды германских императоров 06.04-
Глава VII. Культура Западной Европы в XI—XIII ве­ках
56Образование, наука и философия в эпоху рас­цвета Средневековья 12.04-
57Повторительно-обобщающий урок «Расцвет Средневековья». 13.04
58Время соборов 19.04-
Раздел III. «Осень» Средневековья
Глава VIII. Западная Европа в XIV—XV веках
59Столетие бедствий 20.04
60Самая долгая война в истории 26.04-
61Трудный путь к торжеству королевской власти 27.04
62Культура Западной Европы в XIV—XV веках: новые горизонты 03.05-
Глава IX. Центральная и Юго-Восточная Европа в XIV—XV веках
63Польша и Чехия: время расцвета 04.05
64Полумесяц против креста 10.05-
Вдали от Европы Глава X. Страны Азии, Африки и Америки 1 Учащиеся: Показывают на карте направления завоеваний монголов, тюрок (турок) и территории созданных ими государств. Объясняют значение понятий хан, орда, сегун, самурай, каста. Характеризуют общественное устройство государств Востока с Средние века, отношения власти и подданных, систему управления. Рассказывают о положении различных групп населения Востока (используя свидетельства источников). Представляют описание, характеристику памятников культуры народов Востока (используя иллюстративный материал).
65Индия, Китай, Япония 11.05
66В глубинах Азии: державы Чингисхана и Ти­мура 17.05-
67Народы и государства Африки и Америки 18.05-
68-70Итоговое повторение «Значение Средневековья в мировой истории и культуре» 1 24.05-25.05, 31.05

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ I. Настенные исторические карты 1.Европа XVI в., 2. Арабы в VII – IX в. 3.Индия и Китай в средние века. 4. Франкское государство в эпоху Каролингов. 5. Западная Европа в XI - начале XIII в. 6. Крестовые походы. 7. Столетняя война 1337 – 1453 гг., 8. Итальянские государства в XIV – XV вв. 9. Важнейшие географические открытия и колониальные захваты. 10. Мир в XVII – XVIII вв. 11. Развитие ремесла и торговли в Европе в XIV в. 12. Византийская империя в IX в первой половине XI в. 13. Киевская Русь в IX-XII вв. 14. Татаро-монгольское нашествие 15. Византия и славяне 16. Раздробленность Руси. Борьба с иноземными захватчиками. 17. Нашествие Батыя 18.Московская Русь. 19. Образование централизованного государства. II. Справочная литература 1. Энциклопедия для детей. Издательство «Аванта +». (История, литература, искусство, религия). 2. Детская энциклопедия. Из истории человеческого общества. М., 1975, т. 8. 3. Рабинович М. Судьбы вещей. М., 1963. 4. Натанов Н. Путешествие в страну летописей. М., 1965. 5. Янин В. Л. Берестяная почта столетий. М., 1979. 6. Думин С. В., Турилов А. А. «Откуда есть пошла Русская земля?» // История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IX - начала XX в. М., 1991. 7. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси // От Корсуня до Калки. М., 1990. 8. Феннел Д. Кризис средневековой Руси. 1200-1304. М., 1989. 9. Янин В. Л., Рыбина Е. А. Открытие древнего Новгорода // Путешествия в древность. М., 1983. 10. Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940. 11. Зимин А. А. Россия на пороге нового времени: Очерки политической истории России первой трети XVI в. М., 1972. 12. Зимин А. А. Россия на рубеже XV - XVI столетий: Очерки социально-политической истории. М., 1982. 13. Кучкин В. А. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы // Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб. статей. М., 1990. 14. Хорошкевич А. Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV - начала XVI в. М., 1980. III. Учебные и художественные фильмы 1.Учебный фильм «Откуда есть пошла Русская земля». 2.Учебный фильм «Жили-были москвичи». 3. Учебный фильм «Россия в XX веке». 4. Учебный фильм «История морских сражений». 5. Учебный фильм «Уроки истории». 6. Учебный фильм «Политбюро». 7.Учебный фильм «Москва. Страницы истории». 8.Учебный фильм «Дмитрий Донской». 9.Учебный фильм «Иван Калита». 10.Учебный фильм «Иван Грозный». 11.Учебный фильм «Из истории русского костюма». 12. Учебный фильм «Один час в московском Кремле». 13.Учебный фильм «Куликовская битва». 14.Художественный фильм «Александр Невский». 15.Художественный фильм «Иван Грозный». IV. Компьютерные диски 1. Энциклопедия История Росси 862 г.-1917 г. 2. История Руси. 3. История Отечества. 4. История России. 5. История России IX-XIX века. Карамзин, Ключевский, Соловьев. 6. Александр и Наполеон. V. Портреты исторических деятелей 1. Н.М. Карамзин. 2. С.М. Соловьев. 3. Е.. Тарле. 4. В.Н. Татищев. 5. С.Ф. Платонов. VI.Репродукции: 1. Оружейная мастерская средневековья. 2. В хижинах средневековья. 3. На государеву службу. 4. Спор на меже. 5. Народное восстание в Киеве в 1113. 6. В избе крепостного крестьянина. 7. Восстание Уота Тайлера 1381. 8 Сдача оброка феодалу. 9. Приём иностранных послов императором Византии. 10. В средневековом университете. 11. Средневековая ярмарка. 12. Штурм города (XIV в.). 13. Вступление Ж.Д Арк в Орлеан. 14. Жакерия. 15. Право охоты феодала. 16. Славянский посёлок. 17. Средневековый город (XIV в.). 18. Ян Гус. 19. Сожжение Джордано Бруно. Освоение дисциплины предполагает использование технических средств (компьютер, проектор, экран, видеоплейер). . СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алексеев Ю. Г. Под знаменем Москвы. — М., 1992. 2. Беловинский Л. В. С русским воином через века. — М., 1992. 3. Борисов Н. Иван Калита. — М., 2005 4. Борисов Н. Иван III — М., 2006. 5. Борисов Н. С. Русские полководцы XIII—XVI вв. — М., 1993. 6. Бушуев С., Миронов Г. История государства Российского. Историко-библиографические очерки. IX-XVI вв. — М., 1991. 7. Горский А. А. Москва и Орда. — М., 2005. 8. Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. — М., 2004. 9. Гудавичюс Э. История Литвы до 1569 г. Т. 1. — М., 2005. 10. Давыдов О.В. Задания и тесты по истории средних веков/ О.В. Давыдов. - М.: Экзамен, 2006. 11. Данилевский И. Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). — М., 2001. 12. Данилевский И. Н. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.). — М., 2001. 13. Девятайкина Н.И.История средних веков: источники, задания, игры: учебное пособие для школ.- Саратов: Регион. Приволж. Изд-во «Детская книга», 1996 14. Древняя русская летопись в переложении С. М. Соловьева для детей. — М., 1996. 15. Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е. А. Мельниковой. — М., 1999. 16. Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. — М., 1997. 17. «Задачник по истории средних веков». Смирнов С.Г. Смоленск, 1995 г. 18. Запорожец Н.И. Книга для чтения по истории средних веков/: пособия для учащихся/ Н.И. Запорожец; под ред. А.А. Сванидзе. - М.: Просвещение, 1990. 19. Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. — М., 1991. 20. Зимин А. А. Опричнина. — М., 2001. 21. Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. — М., 1982. 22. Зимин А. А., Хорошкевич А. Л. Россия времен Ивана Грозного. — М., 1982. 23. История государства Российского: Жизнеописания. IX-XVI век. — М., 1996. 24. История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. Х-XIV вв. / Автор-соcтавитель Г.Е. Миронов. — М., 1996. 25. История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения. XV-XVI вв. / Автор-соcтавитель Г.Е. Миронов. — М., 1998. 26. История России с древнейших времен до конца XVII века / Под ред. Л.В. Милова. — М., 2006. 27. Каргалов В. В., Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. — М., 1985. 28. Карпов А. Владимир Святой. — М., 2004. 29. Карпов А. Княгиня Ольга. — М., 2009. 30. Карпов А.. Ярослав Мудрый. — М., 2010. 31. Клейн Л. С. Спор о варягах. История противостояния и аргументы сторон. — СПб., 2009. 32. Кобрин В. Б. Иван Грозный. — М., 1989. 33. Кульпин Э. С. Золотая Орда. — М., 2007. 34. Кучкин В. А. Русь под игом: как это было. — М., 1991. 35. Кучкин В. А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X—XIV вв. — М., 1984. 36. Любимов Л. Искусство Древней Руси. — М., 1996. 37. Миронова Т. Необычайное путешествие в Древнюю Русь. — М., 1994. 38. Муравьев А. В., Сахаров А. М. Очерки истории русской культуры. IX—XVII вв. — М., 1984. 39. Немировский Е. М. Путешествие к истокам русского книгопечатания. — М., 1991. 40. Огнева О. Рыцари. Турниры. Оружие. Энциклопедия. - М., 2000. 41. Петрухин В. Я., Беляев Л. А. Русь в Средние века. — М., 2002. 42. Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в.: Принятие христианства. — М. 1988. 43. Райцес В.И. Жанна д'Арк. - И живы памятью столетий. - Минск, 1987. 44. Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. — Л., 1986. 45. Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки XI—XIII вв. — Л., 1966. 46. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. — М., 1993. 47. Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М., 2001. 48. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. — М., 2002. 49. Свердлов Б. М. Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVIII-XX вв. — СПб., 1996. 50. Седов В. В. Славяне. Древнерусская народность. — М., 2005. 51. Скрынников Р. Г. Ермак. — М., 1992. 52. Скрынников Р. Г. Русская история IX-XVII веков. СПб., 2006. 53. Скрынников Р. Г. Царство террора. — СПб., 1992. 54. Скрынников Р. Г. Иван Грозный. — М., 2007. 55. Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История средних веков (V-ХV века). Часть 1. - М, 1980. 56. Степанова В.Е., Шевеленко А.Я. Хрестоматия. История средних веков (ХV-ХVII века). Часть II. - М., 1981. 57. Творогов О. В. Древняя Русь. События и люди. — СПб., 1994. 58. Терещенко А. В. Быт русского народа. В 2 ч. — М., 1997. — Ч. 1. 59. Толочко П. П. Древнерусская народность. — СПб., 2005. 60. Филюшкин А. Андрей Курбский. — М., 2008. 61. Фроянов И.Я. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. — М.; СПб., 1995. 62. Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. / Сост.: И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. Т. 1. — М, 1994. 63. Хрестоматия по истории средних веков/ под ред. В.Е Степанкова, 1 часть; 64. Шевченко Н.И.Сборник проблемно-развивающих заданий по курсу «История Средних веков»: учебное пособие. – М.: Аркти, 2002. 65. Турский Г. История франков. Серия «Литературные памятни­ки». - М, 1987. 66. Холланд Д. Большая иллюстрированная энциклопедия. - М., 2001. 67. Школьная энциклопедия. История средних веков. - М., 2003. 68. Энциклопедия для детей. Всемирная история. Том 1. - М., Аванта+, 2000. 69. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7. - М., Аванта+, 1998. 70. Энциклопедия для детей. Техника. Том 14. - М., Аванта+, 2003. 71. Энциклопедия для детей. Всемирная литература. Том 15. Часть 1. - М., Аванта+,2000. 72. Энциклопедический словарь Юного историка. Всеобщая история/ Сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. - М., 1994. 73. Я познаю мир: Города мира. Энциклопедия, - М., 2000. 74. Я познаю мир: История. Энциклопедия. - М., 2002. 75. Я познаю мир: Этикет, обычаи, быт. Энциклопедия. - М., 2002.
Категория: Файлы | Добавил: Платон | Ключевые слова: Рабочая программа
Просмотров: 718 | Загрузок: 81
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Любимая пора года?
    Всего ответов: 144
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016