Темы для
дополнительных самостоятельных видов деятельности по дисциплине «Общая и
профессиональная педагогика» (получение дополнительных баллов к индивидуальному
рейтингу студента).
I. Примерные темы докладов
1.
Основные тенденции
развития системы образования в мире.
2.
Противоречия в системе
профессионального образования.
3.
Высшее рабочее
образования: перспективы и реальность
4.
Мировые дидактические
концепции и современный процесс обучения
5.
Взаимосвязь образования и
культуры, образования и общества.
6.
Профессиональное обучение
и воспитание за рубежом.
7.
Качество образования и
современная школа.
8.
Обученность и обучаемость
– сходства и различия.
9.
Современные
образовательные технологии в профессиональном образовании.
10.
Воспитательные условия
развития учащихся начального профессионального образования.
11.
Социально-психологический
портрет современного учащегося НПО
12.
Профессиональное обучение
и воспитание: общее и особенное.
13.
Педагогический смысл
«эффекта Пигмалиона» и явление «стереотипизации» в развитии личности.
14.
Взаимосвязь стиля педагогического
руководства и эффективности педагогической деятельности.
15.
Комплексный подход к
задаче развития личности в образовательном процессе.
16.
Феномен социальной
зрелости личности в современных условиях профессионального образования.
17.
Духовность и религиозность
как аспекты нравственного развития личности.
18.
Роль профессиональной
мотивации в успешности профессионального обучения и трудовой деятельности.
19.
Сформулируйте и обоснуйте
цель образовательного учреждения в виде определенной модели воспитанника.
20.
Проблемы модернизации
общего и профессионального образования.
21.
Теории и технологии
личностно развивающего и личностно центрированного обучения.
22.
Аксиологические основы
профессионального воспитания и образования.
23.
Инновационные
образовательные процессы: «за» и «против».
24.
Ценностные аспекты
валеологических проблем гуманистического воспитания.
25.
Человек в образовании,
образование – для человека.
26.
Педагогика ненасилия и
возможные пути ее реализации в современной системе воспитания и обучения.
27.
Рентабельность
образования в современных рыночных условиях.
28.
Элитарное образование:
исторический опыт и современность.
29.
Профориентационная
работа: реалии и перспективы.
30.
Внутренний конфликт и
защитные механизмы у воспитанника начального профессионального образования.
II. Творческие задания.
ВАРИАНТ 1
1.
Категориальный ряд
педагогики.
Выпишите из учебной литературы различные трактовки основных педагогических
категорий. Покажите их взаимосвязь и взаимозависимость. Обоснуйте их иерархию.
Определите, используя педагогическую литературу, соотношение категории
и понятия, определите, какие понятия включают в себя педагогические категории
«воспитание», «обучение», «образование».
Приведите примеры используемых в педагогике категорий и понятий, которые
заимствованы из философии, психологии, социологии, антропологии, физиологии.
2. Прокомментируйте
высказывание М.И. Демкова: «…полнота развития сил и нравственного
совершенствования…, разумеется, не то, что всех можно учить всему, и не то, что
каждый должен готовиться быть великим человеком, но то, что все зародыши
физических и духовных сил, данных человеку от природы, должны получить
развитие, причем человек должен постоянно и неуклонно стремиться к
нравственному совершенствованию». (Педагогические правила и законы.)
Приведите примеры
педагогических ситуаций, подтверждающих данное высказывание.
3.
Сформулируйте наиболее
актуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях.
Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования данной
проблемы, предложите гипотезу ее решения.
ВАРИАНТ 2
1.
Характеристика и анализ
образования как общественного явления.
Раскройте сущность
образования как социального феномена.
Сравните цели и задачи образования в различные исторические периоды.
Сформулируйте цели и задачи образования в современный период.
Проведите сравнительный анализ между обучением и образованием.
2.
Прокомментируйте
высказывание В.М. Бехтерева: «Если образование дает нам человека с эрудицией,
то воспитание создает интеллигентную деятельную личность в лучшем смысле этого
слова». (Вопросы общественного воспитания.) Приведите примеры педагогических
ситуаций, подтверждающих данное высказывание.
3.
Сформулируйте наиболее
актуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях.
Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования данной
проблемы, предложите гипотезу ее решения.
ВАРИАНТ 3
1.
Характеристика и анализ
содержания педагогических процессов.
Выпишите из учебной литературы определения понятий «содержание
воспитания», «содержание образования», «содержание обучения». Предложите способ
их систематизации, объясните их взаимосвязь и иерархию.
Приведите примеры основных дидактических концепций, влияющих
на формирование содержания образования. Проведите сопоставительный анализ
достоинств и недостатков существующих концепций содержания образования.
Предложите
свой способ систематизации нормативных документов, регламентирующих содержание
образования.
2.
Согласны ли вы с высказыванием В.Я. Стоюнина:
«Каждый преподаватель, считающийся специалистом по своему предмету, старается
передать своим ученикам как можно больше сведений в интересах своей науки; но у
него нет той общей идеи, которая бы удерживала его в строгих пределах, определенных
разрешенным вопросом, что нужно для общего образования». (Заметки о русской
школе.)
3.
Сформулируйте наиболее
актуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях.
Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования данной
проблемы, предложите гипотезу ее решения.
ВАРИАНТ 4
1. Воспитание в структуре
образовательного процесса
1.1.
Проанализируйте
воспитание как социальное и педагогическое явление.
1.2.
Дайте
сравнительную характеристику любых двух моделей воспитания. Найдите основные
отличия.
1.3.
Предложите
свою классификацию основных направлений воспитания.
2. Сравните несколько мнений о силе воспитательного
воздействия. Согласны ли вы с авторами приведенных отрывков?
«Воспитание может все» (Гельвеций).
«От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах»
(Вольтер).
«Воспитание сможет сделать многое, но оно не безгранично. С
помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое
искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди» (В.Г. Белинский).
3.
Сформулируйте наиболее
актуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях.
Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования данной
проблемы, предложите гипотезу ее решения.
ВАРИАНТ 5
1.
Характеристика
и анализ целостного педагогического процесса.
Проанализируйте
имеющиеся в литературе различные определения понятия «педагогический процесс» и
выберите наиболее точное, на ваш взгляд. Обоснуйте свою точку зрения. Покажите
значимость этого явления в реализации целей образования и воспитания в условиях
педагогических систем.
Соотнесите понятия «принцип»,
«правило». Покажите на примере любого педагогического принципа его реализацию
через систему правил.
Приведите примеры различных точек
зрения на перечень и структуру компонентов педагогического процесса.
2.
Прокомментируйте
высказывание П.Ф. Каптерева: «Педагогический процесс не есть лишь передача
чего-то одного к другому, он не есть только посредник между поколениями;
представлять его в виде трубки, по которой культура переливается от одного
поколения к другому, неудобно». (Педагогический процесс.) Предложите свое
понимание педагогического процесса.
3.
Сформулируйте наиболее
актуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях.
Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования данной
проблемы, предложите гипотезу ее решения.
ВАРИАНТ 6
1. Характеристика и анализ педагогических целей.
1.1.
Проанализируйте различные определения понятия
«педагогическая цель». Сформулируйте особенности и функции педагогических
целей. Докажите значимость педагогических целей в педагогическом процессе.
1.2.
Обоснуйте методику целеполагания в педагогической
деятельности. Предложите способ систематизации видов педагогических целей.
1.3.
Поясните понятие «диагностично поставленная цель»,
приведите примеры поставленных целей с учетом требований к формулированию педагогических
целей.
2.
Согласны ли вы с высказыванием Ш.А.Амонашвили: «Цель
в воспитании не есть конечный результат, она достигается постепенно, она растянута
по всей протяженности педагогического процесса, она растворяется не только в
содержании, но и в методах воспитания». (Размышления о гуманной педагогике.) Приведите примеры педагогических ситуаций,
подтверждающих данное высказывание.
3.
Сформулируйте наиболее
актуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях.
Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования данной
проблемы, предложите гипотезу ее решения.
ВАРИАНТ 7
1. Характеристика и анализ педагогических методов.
1.1.
Проанализируйте различные подходы к определению
понятия «педагогический метод». Докажите значимость педагогических методов для
эффективности педагогического процесса. Объясните, почему метод нередко называют
«сердцевиной» педагогического процесса.
1.2.
Приведите примеры классификаций методов обучения и
методов воспитания. Предложите способ их систематизации.
1.3.
Обоснуйте критерии выбора методов в педагогическом
процессе.
2.
Согласны ли вы с высказыванием С. Френе: «Наказание
– всегда ошибка. Оно унизительно для всех и никогда не достигает желанной цели.
Это самое крайнее средство». (Избр. пед. соч.) К какому направлению педагогики
относится данный инвариант С. Френе?
3.
Сформулируйте наиболее
актуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях.
Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования данной
проблемы, предложите гипотезу ее решения.
ВАРИАНТ 8
1.
Характеристика и анализ педагогических форм.
Проанализируйте
определения педагогической формы. Объясните разницу между понятиями
«педагогический метод» и «педагогическая форма».
Приведите
примеры классификаций педагогических форм. Предложите способ их систематизации.
Поясните
влияние содержательного компонента на выбор педагогической формы.
2.
Как в настоящее время называется обучение, которое
П.Ф. Каптерев назвал эвристической формой обучения? Насколько современны его
мысли или они имеют только историческое значение? Обоснуйте свои выводы.
«…Эвристическая форма обучения… говорит учителю: не сообщай общих правил, общих
понятий, общих законов и формул догматически, а только наблюдай за правильной
выработкой их, руководи ими, чтобы они не сбились с прямого пути…».
(Эвристическая форма обучения в народной школе.)
3.
Сформулируйте наиболее
актуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях.
Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования данной
проблемы, предложите гипотезу ее решения.
ВАРИАНТ 9
1.
Управление педагогическими системами.
Проанализируйте
сущность педагогического управления. Его фунции. Сделайте вывод о значении
педагогического управления.
Сопоставьте
принципы педагогического управления в структуре образовательного учреждения с
принципами управления в иной структуре (производственной, экономической,
корпоративной, частной и т.д.), найдите сходства и различия.
Покажите на
примере, как осуществляется управление системой образования Российской
Федерации. Раскройте государственно-общественный характер управления системой
образования.
2.
2. Согласны ли вы с инвариантом С. Френе? «
Выставление оценок успеваемости и классификации учеников в принципе ошибочны».
(Избр. пед. соч.) Приведите примеры
педагогических ситуаций, подтверждающих или опровергающих данное высказывание.
3.
Сформулируйте наиболее
актуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях.
Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования данной
проблемы, предложите гипотезу ее решения.
ВАРИАНТ 10
1.
Педагогическое проектирование.
Проанализируйте
известные подходы к педагогическому проектированию. Сделайте вывод об
актуальности педагогического проектирования в педагогической деятельности.
Сопоставьте
понятия «проектирование» и «педагогическое проектирование». Найдите сходства и
различия.
Перечислите
и обоснуйте последовательность проектировочных действий педагога. Предложите
способ их систематизации.
2.
Прокомментируйте высказывание С.Т. Шацкого:
«Когда мы говорим с детьми по поводу нарушения
ими дисциплины, мы всегда даем им невольно понять, что они или кандидаты в
преступники, или уже являются таковыми. В сущности же говоря, здесь вся вина
или огромная доля ее лежит на нас, так как мы не выработали у ребят
соответствующего механизма поведения и приемов». (Надо обучать детей умению
работать.)
3.
Сформулируйте наиболее
актуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях.
Обоснуйте ее актуальность, определите объект и предмет исследования данной
проблемы, предложите гипотезу ее решения.
III. Памятка для анализа документа