Семинарское занятие 1
ТЕМА: ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Цели занятия: сформировать представление о педагогике как науке, ее структуре и месте среди других наук о человеке; познакомиться с понятийным аппаратом педагогике как целостной системой; заложить умение анализировать, сопоставлять, сравнивать основные понятия педагогической науки; осознать специфику методов исследования в педагогике.
Вопросы для обсуждения
1. Объект и предмет педагогики.
2. Этапы развития педагогики
3. Задачи, стоящие перед педагогической наукой.
4. Понятийный аппарат педагогики.
5. Характеристика категории и понятий других наук, заимствованных педагогикой.
6. Педагогика: наука, искусство и техника.
7. Система педагогических наук. Место педагогики в системе наук о человеке.
8. Основные методы исследования в педагогике.
Творческое задание 1
Вы согласны и почему? «Воспитание может все» (Гельвеций). «От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах» (Вольтер). «Воспитание сможет сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди» (В. Г. Белинский).
Творческое задание 2
Прочитайте следующий отрывок:
– К чему вы готовите вашего сына? – кто-то спросил меня.
– Быть человеком, – отвечал я.
– Разве вы не знаете, – сказал он, что людей собственно нет на свете; это одно отвлечение, вовсе не нужное для нашего общества. Нам необходимы негоцианты, солдаты, механики, моряки, врачи, юристы, а не люди.
Правда это или нет?
(Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Под ред. Ш.И. Ганелина. – М.: Просвещение, 1974. – С. 155).
Свои раздумья по этому поводу оформите в виде письма Николаю Ивановичу Пирогову.
Форма отчета: текст письма.
Подготовка к семинару
1. Письменное задание. Напишите 7-10 библиографических карточек по литературе данной темы, составьте свои аннотации к выбранным изданиям (фамилия автора, издательства и года издания, количества страниц и т.д.). Форма отчета: соответствующая картотека.
2.Ответьте устно на вопросы 1-8.
3. Выполните письменно творческие задания.
Примерный план семинара
1.Проверка выполнения студентами письменного задания.
2. Коллективное обсуждение вопросов 1-8.
3. Выборочные выступления с результатами творческих заданий 1,2.
Самоконтроль
Рассмотрите свою деятельность по изучению темы: «Педагогика как наука и учебная дисциплина». Перечислите возникшие трудности при подготовке и участии к семинарскому занятию, перечислите свои основные достижения при изучении данной темы.
Темы докладов и рефератов на 1 семинарское занятие
1. Что дает современному преподавателю педагогическая наука?
2. Связь педагогики с гуманитарными дисциплинами.
3. Традиции и преемственность в развитии идей гуманной педагогики.
4. Междисциплинарные понятия в педагогике.
5. Связь педагогической науки и практики.
6. Методы и логика научно-педагогического исследования.
Примерная литература для подготовки к занятию
1. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для вузов/ В.В. Анисимов. - М.: Просвещение, 2006.-575 с.
2. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов/ Н.В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2008. - 299 с.
3. Борытько Н.М. Педагогика: Учеб. пособие для вузов/ Н.М. Борытько - М.: Академия, 2007. - 492 с.
4. Жуков Г.Н. Основы общей и профессиональной педагогики: Учеб. пособие / Под. общ. ред. Г.П. Скамницкой. - М.: Гардарики, 2005. - 382 с.
5. Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учеб. пособие для вузов/ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. М.: Высшая школа, 2008. - 391 с.
6. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: Учеб. пособие для вузов/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 254 с.
|