Семинарское занятие №18. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ
Цели занятия: сформировать представление о сущности педагогической деятельности, структуре и особенностях
Вопросы для обсуждения
1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе.
2. Структура педагогической деятельности.
3. Профессиональные качества педагога.
4. Педагогическое мастерство.
5. Творчество в педагогической деятельности.
6. Профессиональное развитие и самовоспитание педагога.
7. Педагогическая квалиметрия.
8. Аттестация педагогов.
Творческое задание 1
«…Чтобы диалог учителя с учеником состоялся и имел развивающий результат, должна быть достигнута психологическая готовность к нему и воспитаны определенные способности у педагога». (Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Советская педагогика. – 1990. – № 12. – С. 68). Согласны ли вы с этим утверждением? Попробуйте предложить систему средств, обеспечивающую формирование готовности к диалогу со стороны учителя.
Творческое задание 2
Поиску ответов на вопрос, как развить у себя высокую работоспособность, может помочь опыт выдающегося ученого Александра Александровича Любищева. В письме другу он писал: «Секрет моей работоспособности прост: 1) я не имею обязательных поручений, чрезвычайно вредно действующих на нервную систему; 2) я не беру срочных поручений и в случае утомления сейчас же прекращаю работу или отдыхаю, или перехожу на неутомительное занятие; 3) сплю очень много, 8 часов ночью и 2 часа после обеда, регулярно гуляю; 4) веду учет времени уже более 50 лет и поэтому не распускаюсь; 5) комбинирую утомительные занятия с приятными, так что целый день один участок нервной системы никогда не работает».
Проранжируйте по степени значимости выделенные условия повышения работоспособности. Какие из них в настоящее время требуют корректировки с учетом быстро меняющихся социально-экономических условий, роста знаний и рынка труда?
Творческое задание 3
Познакомьтесь с мыслями В.Н. Сороки-Росинского об основных, по его словам, «породах» педагогов. Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882-1960) – замечательный русский педагог. В 1927 году вышла в свет книга «Республика ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева и сразу приобрела мировую известность. Благодаря книге стал известен и заведовавший тогда школой им. Достоевского В.Н. Сорока-Росинский, ставший прообразом Викниксора. Предлагаем краткий конспект главы из работы «Школа им. Достоевского», помещенный в книге: Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. – М., 1991. – С. 214 – 220.
«В педагогике и дидактике очень много говорится об индивидуальном подходе к учащимся…но ничего не говорится об индивидуальном подходе к самому педагогу, о том, что такое его личность. Учитель чаще всего рассматривается как простая арифметическая сумма тех достоинств, которыми ему надлежит обладать. Имеются они у него на все 100% – отличный педагог, на 75% – хороший, на 50% – посредственный, ниже 50% – плохой. Разумеется, это не так: каждый педагог вовсе не матрац, набитый добродетелями, а личность, определенный склад характера, особая порода – каждый в своем стиле.
Породы педагогов, о которых идет здесь речь, – это разные стили их личности, их характеров. И породы эти надо знать не для того, «чтобы на них смотреть». А для того, чтобы учесть их особенности, если личность педагога и в самом деле является одним из орудий воспитания. Каждый педагог должен определить, какой он породы, чтобы знать и сильные и слабые свои стороны.
Вот две группы педагогов: обладающие индивидуальностью, породой, и аморфные, безразличные, беспородные.
Педагоги-теоретисты. У них теория, идея всегда преобладает в ущерб реальному миру вещей и практике. Сильная сторона таких преподавателей – хорошее знание методики своего предмета, постоянная работа по своей специальности, а также добросовестная подготовка к каждому уроку. Они требовательны. Наиболее сильны в объяснении нового материала, бывают слабы в практике: они плохо чувствуют своих учеников, запоминая лишь хорошо успевающих да отстающих ребят. Не всегда ладятся у теоретистов и отношения с ребятами, делятся они на любимчиков и на остальных. Планы уроков составляют четко, но сами уроки ведут бестолково.
Педагоги-реалисты тонко чувствуют настроение ребят. В теории не сильны, не всегда умеют выделить главное, но зато хорошо умеют видеть самое основное – как материал усваивается учащимися, как удается опрос урока. Их такт, чувство меры, тонкое чутье настроений всего класса и знание особенностей каждого ученика позволяет им взять от каждого по его способностям и дать каждому по его возможностям. Слабым местом в работе является их эмпиризм, неумение теоретически обосновать свой опыт и выделить в нем самое главное, а поэтому и опасность разменяться по мелочам. Иногда близкие отношения с ребятами приводят к некоторой фамильярности с их стороны, бывает, такие воспитатели занянчивают свои классы.
Педагоги-утилитаристы. Для них весь мир – лишь материал для какого-нибудь использования, а учащиеся – лишь объект обучения и воспитания для получения максимально высоких показателей успеваемости и дисциплинированности. Их конек – не объяснение нового материала, не опрос, а всякого рода тренировка в закреплении и повторении путем разнообразнейших упражнений. Они своих воспитанников знают очень хорошо, но главным образом со стороны их недостатков, по-прокурорски. Обычно они становятся завучами или инспекторами разных рангов.
Педагоги-артисты, или интуитивисты, – те, кого у эллинов называли вдохновителями. Такие в чистом виде очень редки. Главное их свойство – это способность действовать по вдохновению, по наитию, по интуиции. В большинстве случаев они – инфантильные взрослые, до седых волос сохраняющие чисто детскую непосредственность. Видят мир как нечто общее, единое, отсюда их тонкое чутье людей и такое же интуитивное понимание сущности другого человека, какое присуще и детям, и собакам. Они хорошо умеют вчувствоваться в своих воспитанников, а потому и привлекать к себе их симпатии. Таких школьники начинают любить с первого же раза, сами не зная почему: вспомните князя Мышкина и Алешу Карамазова.
Учителя-интуитивисты могут с большим подъемом вести уроки, вдохновенно. История на их уроках похожа на серию увлекательных фильмов, география – на путешествия по чудеснейшим странам, а природоведение позволяет каждому почувствовать себя Тарзаном или Маугли. Обычно им удаются уроки повторения, все у них выглядит по-новому. Уроки нередко превращают в творческие композиции, умеют творчески работать и учащиеся. Отрицательные стороны: прежде всего, зависимость работы такого учителя от настроения; иногда плохо готовятся к уроку, надеясь на свои импровизаторские способности; не получаются иногда и хорошо спланированные уроки. Учителям такого типа следует пройти суровую школу самовоспитания и самодисциплины.
Эти четыре породы редко встречаются в чистом виде. Большинство учителей беспородны, что не снижает их качества как добросовестных преподавателей, как чутких воспитателей».
Прокомментируйте прочитанный текст. Приведите примеры указанных «пород» педагогов из Вашей практики.
Творческое задание 4
Назовите выдающихся учителей разных времен. В чем их заслуги перед человечеством?
Творческое задание 5
Рассмотрите модель коммуникативных действий педагогов.
Педагог-мастер
|
Педагог-немастер
|
Предъявляет требования к поведению.
|
Наказание (обычно предложение выйти из класса и т.д.).
|
Юмор, ирония.
|
Приказ, угроза.
|
Пауза, изменение ситуации (вызов к доске, предложение нового задания и т.д.), изменение интонации.
|
Частые паузы, стук ручкой, ожидание тишины, нотация, раздражение, пренебрежительная насмешка.
|
Замечание отдельным учащимся.
|
Безадресное обращение к учащимся. Замечание-вопрос (Разве вам разрешалось говорить?) и замечание-утверждение (Никто не работает). Замечание всем сразу.
|
Широкий репертуар воздействий, но количество воздействий невелико.
|
Ограниченный репертуар воздействий, но количество воздействия велико. Организация поведения в ущерб деятельности.
|
Отступление по предмету.
|
Частые отступления, не связанные с предметом преподавания.
|
…
|
…
|
Продолжите таблицу.
Подготовка к семинару
1.Ответьте устно на вопросы 1-8.
2. Выполните устно творческие задания 1-4 и письменно 5.
Примерный план семинара
1. Коллективное обсуждение вопросов 1-8.
2. Выборочные выступления с результатами творческих заданий.
Темы докладов и рефератов на 18 семинарское занятие
1. Педагогическая профессия в XXI в.».
2. «Мой любимый учитель», «Мой идеал учителя», «Современный учитель – каков он?» и др.
3. «Почему я выбрал(а) педагогическую профессию?».
Примерная литература для подготовки к занятию
1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 299 с.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М.: «Логос», 2002. –384 с.
3. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 358 с.
4. Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Ред. П.И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2006. 608 с.
5. Педагогики: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед.учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. –512 с.
6. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для вузов. В 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Владос, 2002. – 576 с.
7. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов. - 2-е изд., доп. – М. : Юрайт : Высшее образование, 2010. – 574 с.
8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.
|