Семинарское занятие №18. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ - Общая и профессиональная педагогика - ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО ОТД-НИЯ ИНСТИТУТА ИСКУССТВ - Каталог файлов - Персональный сайт
ДЕТОВОДИТЕЛЬ 2
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Пятница, 02.12.2016, 22:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Общая и профессиональная педагогика [15]
Задания к семинарским занятиям.
Главная » Файлы » ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО ОТД-НИЯ ИНСТИТУТА ИСКУССТВ » Общая и профессиональная педагогика

Семинарское занятие №18. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ
[ Скачать с сервера (14.4Kb) ] 30.05.2014, 19:12

Семинарское занятие №18. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА, ОСОБЕННОСТИ

 

Цели занятия: сформировать представление о сущности педагогической деятельности, структуре и особенностях

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Педагогическая профессия и ее роль в современном обществе.

2. Структура педагогической деятельности.

3. Профессиональные качества педагога.

4. Педагогическое мастерство.

5. Творчество в педагогической деятельности.

6. Профессиональное развитие и самовоспитание педагога.

7. Педагогическая квалиметрия.

8. Аттестация педагогов.

 

Творческое задание 1

 

«…Чтобы диалог учителя с учеником состоялся и имел развивающий результат, должна быть достигнута психологическая готовность к нему и воспитаны определенные способности у педагога». (Бодалев А.А. Психологические условия гуманизации педагогического общения // Советская педагогика. – 1990. – № 12. – С. 68). Согласны ли вы с этим утверждением? Попробуйте предложить систему средств, обеспечивающую формирование готовности к диалогу со стороны учителя.

 

Творческое задание 2

 

Поиску ответов на вопрос, как развить у себя высокую работоспособность, может помочь опыт выдающегося ученого Александра Александровича Любищева. В письме другу он писал: «Секрет моей работоспособности прост: 1) я не имею обязательных поручений, чрезвычайно вредно действующих на нервную систему; 2) я не беру срочных поручений и в случае утомления сейчас же прекращаю работу или отдыхаю, или перехожу на неутомительное занятие; 3) сплю очень много, 8 часов ночью и 2 часа после обеда, регулярно гуляю; 4) веду учет времени уже более 50 лет и поэтому не распускаюсь; 5) комбинирую утомительные занятия с приятными, так что целый день один участок нервной системы никогда не работает».

Проранжируйте по степени значимости выделенные условия повышения работоспособности. Какие из них в настоящее время требуют корректировки с учетом быстро меняющихся социально-экономических условий, роста знаний и рынка труда?

 

Творческое задание 3

 

Познакомьтесь с мыслями В.Н. Сороки-Росинского об основных, по его словам, «породах» педагогов. Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882-1960) – замечательный русский педагог. В 1927 году вышла в свет книга «Республика ШКИД» Г. Белых и Л. Пантелеева и сразу приобрела мировую известность. Благодаря книге стал известен и заведовавший тогда школой им. Достоевского В.Н. Сорока-Росинский, ставший прообразом Викниксора. Предлагаем краткий конспект главы из работы «Школа им. Достоевского», помещенный в книге: Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. – М., 1991. – С. 214 – 220.

    «В педагогике и дидактике очень много говорится об индивидуальном подходе к учащимся…но ничего не говорится об индивидуальном подходе к самому педагогу, о том, что такое его личность. Учитель чаще всего рассматривается как простая арифметическая сумма тех достоинств, которыми ему надлежит обладать. Имеются они у него на все 100% – отличный педагог, на 75% – хороший, на 50% – посредственный, ниже 50% – плохой. Разумеется, это не так: каждый педагог вовсе не матрац, набитый добродетелями, а личность, определенный склад характера, особая порода – каждый в своем стиле.

    Породы педагогов, о которых идет здесь речь, – это разные стили их личности, их характеров. И породы эти надо знать не для того, «чтобы на них смотреть». А для того, чтобы учесть их особенности, если личность педагога и в самом деле является одним из орудий воспитания. Каждый педагог должен определить, какой он породы, чтобы знать и сильные и слабые свои стороны.

    Вот две группы педагогов: обладающие индивидуальностью, породой, и аморфные, безразличные, беспородные.

    Педагоги-теоретисты. У них теория, идея всегда преобладает в ущерб реальному миру вещей и практике. Сильная сторона таких преподавателей – хорошее знание методики своего предмета, постоянная работа по своей специальности, а также добросовестная подготовка к каждому уроку. Они требовательны. Наиболее сильны в объяснении нового материала, бывают слабы в практике: они плохо чувствуют своих учеников, запоминая лишь хорошо успевающих да отстающих ребят. Не всегда ладятся у теоретистов и отношения с ребятами, делятся они на любимчиков и на остальных. Планы уроков составляют четко, но сами уроки ведут бестолково.

    Педагоги-реалисты тонко чувствуют настроение ребят. В теории не сильны, не всегда умеют выделить главное, но зато хорошо умеют видеть самое основное – как материал усваивается учащимися, как удается опрос урока. Их такт, чувство меры, тонкое чутье настроений всего класса и знание особенностей каждого ученика позволяет им взять от каждого по его способностям и дать каждому по его возможностям. Слабым местом в работе является их эмпиризм, неумение теоретически обосновать свой опыт и выделить в нем самое главное, а поэтому и опасность разменяться по мелочам. Иногда близкие отношения с ребятами приводят к некоторой фамильярности с их стороны, бывает, такие воспитатели занянчивают свои классы.

    Педагоги-утилитаристы. Для них весь мир – лишь материал для какого-нибудь использования, а учащиеся – лишь объект обучения и воспитания для получения максимально высоких показателей успеваемости и дисциплинированности. Их конек – не объяснение нового материала, не опрос, а всякого рода тренировка в закреплении и повторении путем разнообразнейших упражнений. Они своих воспитанников знают очень хорошо, но главным образом со стороны их недостатков, по-прокурорски. Обычно они становятся завучами или инспекторами разных рангов.

    Педагоги-артисты, или интуитивисты, – те, кого у эллинов называли вдохновителями. Такие в чистом виде очень редки. Главное их свойство – это способность действовать по вдохновению, по наитию, по интуиции. В большинстве случаев они – инфантильные взрослые, до седых волос сохраняющие чисто детскую непосредственность. Видят мир как нечто общее, единое, отсюда их тонкое чутье людей и такое же интуитивное понимание сущности другого человека, какое присуще и детям, и собакам. Они хорошо умеют вчувствоваться в своих воспитанников, а потому и привлекать к себе их симпатии. Таких школьники начинают любить с первого же раза, сами не зная почему: вспомните князя Мышкина и Алешу Карамазова.

    Учителя-интуитивисты могут с большим подъемом вести уроки, вдохновенно. История на их уроках похожа на серию увлекательных фильмов, география – на путешествия по чудеснейшим странам, а природоведение позволяет каждому почувствовать себя Тарзаном или Маугли. Обычно им удаются уроки повторения, все у них выглядит по-новому. Уроки нередко превращают в творческие композиции, умеют творчески работать и учащиеся. Отрицательные стороны: прежде всего, зависимость работы такого учителя от настроения; иногда плохо готовятся к уроку, надеясь на свои импровизаторские способности; не получаются иногда и хорошо спланированные уроки. Учителям такого типа следует пройти суровую школу самовоспитания и самодисциплины.

    Эти четыре породы редко встречаются в чистом виде. Большинство учителей беспородны, что не снижает их качества как добросовестных преподавателей, как чутких воспитателей».

Прокомментируйте прочитанный текст. Приведите примеры указанных «пород» педагогов из Вашей практики.

 

Творческое задание 4

 

Назовите выдающихся учителей разных времен. В чем их заслуги перед человечеством?

 

Творческое задание 5

 

Рассмотрите модель коммуникативных действий педагогов.

Педагог-мастер

Педагог-немастер

Предъявляет требования к поведению.

Наказание (обычно предложение выйти из класса и т.д.).

Юмор, ирония.

Приказ, угроза.

Пауза, изменение ситуации (вызов к доске, предложение нового задания и т.д.), изменение интонации.

Частые паузы, стук ручкой, ожидание тишины, нотация, раздражение, пренебрежительная насмешка.

Замечание отдельным учащимся.

Безадресное обращение к учащимся. Замечание-вопрос (Разве вам разрешалось говорить?) и замечание-утверждение (Никто не работает). Замечание всем сразу.

Широкий репертуар воздействий, но количество воздействий невелико.

Ограниченный репертуар воздействий, но количество воздействия велико. Организация поведения в ущерб деятельности.

Отступление по предмету.

Частые отступления, не связанные с предметом преподавания.

Продолжите таблицу.

 

Подготовка к семинару

 

1.Ответьте устно на вопросы 1-8.

2. Выполните устно творческие задания 1-4 и письменно 5.

 

Примерный план семинара

 

1. Коллективное обсуждение вопросов 1-8.

2. Выборочные выступления с результатами творческих заданий.

 

Темы докладов и рефератов на 18 семинарское занятие

 

1. Педагогическая профессия в XXI в.».

2. «Мой любимый учитель», «Мой идеал учителя», «Современный учитель – каков он?» и др.

3. «Почему я выбрал(а) педагогическую профессию?».

 

Примерная литература для подготовки к занятию

 

 

1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. СПб.: Питер, 2008. – 299 с.

2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. – М.: «Логос», 2002. –384 с.

3. Общая и профессиональная педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. вузов / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 358 с.

4. Педагогика: Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Ред. П.И. Пидкасистый. М.: Педагогическое общество России, 2006. 608 с.

5. Педагогики: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед.учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. М.: Издательский центр «Академия», 2000. –512 с.

6. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для вузов. В 2 кн. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Владос, 2002. – 576 с.

7. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для вузов. - 2-е изд., доп. – М. : Юрайт : Высшее образование, 2010. – 574 с.

8. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

 

 

 

 

 

Категория: Общая и профессиональная педагогика | Добавил: Платон
Просмотров: 551 | Загрузок: 84
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Сайт ЕМК
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Рос. гос. проф.-пед. ун-т
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сеть творческих учителей
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Наш опрос
    Любимый день недели?
    Всего ответов: 156
    Block title
    <
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2016