ПРИВЕТ, ДИМА!
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Вторник, 01.07.2025, 18:08
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Общая и профессиональная педагогика [15]
Задания к семинарским занятиям.
Главная » Файлы » ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО ОТД-НИЯ ИНСТИТУТА ИСКУССТВ » Общая и профессиональная педагогика

Семинарское занятие №12-13. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ
[ Скачать с сервера (18.8 Kb) ] 18.04.2014, 17:47

Семинарское занятие №12-13. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ.

 

Цели занятия: рассмотреть специфику методов и приемов воспитания, и их выбора; познакомить с понятиями «средств воспитания» в традиционной и современной трактовке и «форм воспитательной работы», их классификациями.

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Понятие «методы воспитания» и их классификации.

2. Специфика и правила выбора методов воспитания.

3. Характеристика метода «внушение» в воспитании.

4. Свойства метода «создание ситуации успеха» в воспитании.

5. Характеристика метода «самовнушение (медитации)» в воспитании.

6. Определение отличительных признаков метода «увещевание» в воспитании.

7. Характеристика метода «этическая беседа» в воспитании.

8. Свойства методов воспитания, связанных с мотивационной сферой сознания («соревнование», «конкуренция» и др.).

9. Характеристика методов влияния на мотивационную сферу сознания («поощрение», «наказание», «объяснение», «разъяснение», «пример» и др.).

(семинар 12)  ­

_____________________________________________________

(семинар 13)  ¯

10. Определение отличительных признаков методов влияния на интеллектуальную сферу сознания («убеждение», «самоубеждение» и др.).

11. Характеристика методов влияния на нравственную сферу сознания («коррекция», «самокоррекция», «перспектива» и др.).

12. Определение отличительных признаков методов влияния на волевую сферу сознания («требование», «приучение», «упражнение» и др.).

13. Средства воспитания. 

14. Классификация педагогических форм организации воспитательной работы по степени сложности (простые, составные, комплексные).

15. Классификация воспитательных форм по характеру связей между воспитанниками: индивидуализированные, формы взаимодействия, кооперативные формы.

 

 

Творческое задание 1

 

«Во все времена подлинные педагоги подчеркивали значение эмоциональных аспектов в воспитании и общении. Однако, если раньше обращали внимание прежде всего на отрицательные эмоции, такие, как страх перед наказанием или неудачей, то нас больше интересуют возможности положительного воздействия эмоциональных переживаний в воспитательно-образовательном процессе».  Бернс Р. Я-концепция и воспитание. – М., 1986. – С. 28.

Почему сегодня изменилась векторная направленность педагогического сознания по отношению к эмоциональной сфере личности учащегося? Какие процессы детерминируют эти изменения? Какими воспитательными приемами такого воздействия располагают сегодня психолого-педагогическая наука и практика ОУ? Каким образом можно увеличить арсенал подобных приемов?

 

Творческое задание 2

 

Педагога смущает грубое и вульгарное поведение девочек в группе. Он хотел бы, чтобы его ученицы имели красивые манеры, изящные движения, добрые слова и постоянную доброжелательность в общении с людьми. Что Вы могли бы посоветовать педагогу в достижении задуманной цели?

 

Творческое задание 3

 

Сухомлинский В.А. сказал: «Любовь к детям воспитывается только любовью – как огонь зажигается только от огня» (Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. – Новосибирск, 1985. – С. 60). Как соотносится с этим положением существование такого метода воспитания как наказание? Значит ли это, что от него надо отказаться вообще? Почему?

 

Творческое задание 4.

 

Как известно, в Древней Спарте специально создавали и демонстрировали отрицательные примеры поведения, например поили рабов вином допьяна, чтобы вызвать у спартанских детей отвращение к пьянству: дети видели, как безобразен пьяный человек, и учились воздержанности. Считаете ли вы оправданным использование отрицательных примеров как метода воспитания? Почему?

 

Творческое задание 5.

 

Перечислите общие условия, при которых педагог приобретает профессиональную свободу в использовании средств для организации воспитательного процесса.

 

Творческое задание 6.

 

Приведите пример, когда одно и то же средство выполняет разные функции и когда оказывает прямо противоположное влияние при разных обстоятельствах.

 

Творческое задание 7.

 

Как вы понимаете утверждение, что средства и формы нейтральны в своем воспитательном влиянии?

 

Подготовка к семинару

 

1. Письменное задание. Напишите реферат. Выполняя это задание, вы сможете научиться приемам реферирования текста, подготовки материала на определенную тему с наличием содержания и мысли самого автора реферата; вы сможете научиться выражать собственное отношение к идеям и выводам реферируемых работ.

Задание. Подготовьте реферат на основе анализа не менее 4-6 научных и/или литературных источников. После подготовки реферата напишите текст устной презентации на 3-5 минут.

Методическая подсказка. Реферат – этап самостоятельной учебной работы студента по усвоению научной информации, приобщение к научному исследованию. Сам термин «реферат» (в пер. с лат. – докладывать, сообщать) имеет два значения: 1 – краткое изложение научной работы, содержания прочитанного текста; 2 – доклад на какую-либо тему, основанный на обзоре литературных и других источников.

Требования к выполнению задания: 1) правильно оформленная работа – составлен план (с введением, в котором дается обоснование актуальности; теоретической основной частью, в которой раскрывается главное содержание темы; заключением, где представлены выводы и рекомендации), указана библиография, грамотно сделаны ссылки на используемые литературные источники; 2) теоретический материал должен опираться на авторские работы, имеющие практические выводы, т.е. следует показать как идеи того или иного педагога послужили дальнейшему развитию педагогических теорий, педагогического опыта, как они послужили развитию современной педагогики.

2.Ответьте устно на вопросы 1-15.

3. Выполните творческие задания 1-7 (устно или письменно).

 

Примерный план семинара

 

1.Проверка выполнения студентами письменного задания.

2. Коллективное обсуждение вопросов 1-15.

3. Выборочные выступления с результатами творческих заданий.

 

Самостоятельная работа (после семинара)

 

Составьте свою классификацию методов воспитания.

 

Темы докладов и рефератов на семинарские занятия 12-13

 

1. Сущность понятий «метод воспитания», «прием воспитания».

2. Характеристика отдельных методов воспитания, влияющих на эмоциональную сферу сознания; их педагогические возможности.

3. Условия, влияющие на выбор методов воспитания.

4. Педагогические возможности различных методов воспитания.

5. Половозрастные и индивидуальные особенности развития личности при выборе методов воспитания.

 

 

Примерная литература для подготовки к занятию

 

1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 299 с.

2. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с.

4. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. Сер. «Пед. образование». – остов н/Д.: Издат. центр «МарТ», 2002. – 320 с.

5. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие.  – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.

6. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., испр. и перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.

7. Педагогика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Юрайт : Высшее образование, 2009. – 430 с.

8. Реан А. А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.

9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕС, 2004.  – 384 с.

10. Сластенин В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –480 с.

11. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.

 

Категория: Общая и профессиональная педагогика | Добавил: Платон
Просмотров: 2380 | Загрузок: 159
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Интернет урок
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Фед. ин-т пед. изм-ний
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Глобус
    Наш опрос
    Я испытываю плохое состояние, когда:
    Всего ответов: 134
    АФОРИЗМЫ
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2025