Семинарское занятие №10-11. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ, СОДЕРЖАНИЕ
Цели занятия: сформировать у студентов понятие о сущности и целях процесса воспитания, познакомить с различными подходами в педагогической литературе к выделению закономерностей и принципов воспитания; с характеристикой основных закономерностей и принципов воспитания, изучить понятие «содержание воспитания», рассмотреть сущность различных направлений воспитания.
1. Понятие воспитания, его специфика.
2. Основные признаки воспитания.
3. Сущность воспитания как педагогического процесса.
4. Идеи, лежащие в основе современной идеологии воспитания.
5. Проблема целей воспитания в истории (Платон, Сократ, Аристотель о целях воспитания и др.).
6. Цели и задачи воспитания в современных социально-экономических условиях.
7. Характеристика основных закономерностей воспитания.
семинар (10)
_____________________________________________________
(семинар 11) ¯
8. Общие положения о принципах воспитания.
9. Характеристика принципов воспитания.
10. Значение принципов воспитания в воспитательном процессе.
11. Национальные особенности воспитания.
12. Основные подходы к рассмотрению содержания воспитания.
13. Виды и направления воспитания.
Творческое задание 1
Проанализируйте приведенные ниже высказывания о сути процесса воспитания.
1) Хорошо сформированная цивилизация – это совокупность факторов подкрепления. Члены этой цивилизации ведут себя таким образом, чтобы поддержать личность, давать ей возможность преодолевать всякого рода неожиданности и изменять ее ... с помощью факторов подкрепления» (Скиннер Б. Утопия и человеческое поведение).
2) Теория удовольствия и неудовольствия, наслаждения и страдания – это старая сенсуалистическая теория... ложна в самом своем основании... Жизнь души, не порывающая сама себя, может состоять только в деятельности не для добывания удовольствий, а для самого дела. В такой деятельности и удовольствия и неудовольствия нейтрализуются, и на их место выходит жизнь – горящая, пламенная, сыплющая вокруг искры; человек мыслящий ... берет самый этот источник жгучих и блестящих искр» (Ушинский К. Д. Собр. соч. – Т. 10). С чем вы согласны и с чем не согласны в этих высказываниях?
Творческое задание 2
Сравните эти высказывания:
а) «На Западе... развитие цивилизации дошло до крайних пределов, т. е. до крайних пределов развития лица... И это состояние, т. е. распадение масс на личности («лучиночки»), иначе цивилизация, есть состояние болезненное» (Достоевский Ф. М. Цит. по: Козлова – О. Н. Введение в теорию воспитания. – М., 1994. – С. 78.)
б) «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие западного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразованный, всегда всего более и всего ближе знаком со своим отечеством: с родным ему языком, литературой, историей, географией, статистикой, политическими отношениями, финансовым положением и т. д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе, со своей родиной и со всем, что к ней относится» (Ушинский К. Д. Избр. пед.соч.-М., 1954. – Т. 11. – С. 279). Как вы это понимаете? Какое мнение вам ближе и почему?
Творческое задание 3
1. «В гражданском обществе, – писал Гегель, – каждый для себя – цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей, эти другие суть потому средства для целей особенного» (Гегель Г. Соч. – М.; Л., 1934. – Т. 7. – С. 211). Согласны ли вы с данным высказыванием? Если да, каким должно быть содержание воспитания в таком случае? Если нет, то почему?
Творческое задание 4
2. «… Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, не законно и не возможно. Права воспитания не существует. Я не признаю его…» (Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед. соч. – М., 1989. – С. 208-209). Разделяете ли вы мнение Л.Н. Толстого? Приведите аргументы в поддержку своего мнения.
Подготовка к семинару
1. Письменное задание по актуальным вопросам воспитания, его целях, принципов и содержания.
Методическая подсказка. Конспект – один из основных видов работы с первоисточниками, представляет собой краткий очерк, обзор, изложение материала и включает основные мысли и идеи работы, изложенные в порядке их взаимосвязи. Конспектирование текстов проводится после тщательного анализа и полного изучения (прочтения). Конспектирование способствует логизации мышления студентов, позволяет научиться точному и краткому выражению мыслей.
Конспект должен отвечать ряду требований:
• краткости, так как сам термин «конспект» означает краткое изложение какого‑то выступления, произведения и т. д. (размер конспекта составляет 7-10 % от размера первоисточника);
• ясности, которой необходимо добиваться при сокращении изучаемого произведения в процессе конспектирования. Для этого некоторые положения автора следует формулировать своими словами;
• полноты и точности, которые не должны противоречить требованиям краткости и ясности. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений текста, воспроизводящих авторскую логику изложения. Для большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках, терминологии и стилистике автора, делая ссылки на страницу, откуда была взята цитата.
При конспектировании немаловажно делать определенные записи и пояснения, отражающие собственное отношение к тем или иным идеям и мыслям, высказанными в тексте; возможна формулировка возникающих по мере конспектирования вопросов и замечаний. Оформлять записи рекомендуем по такой форме: лист тетради делят на две части – слева 1/3 листа, где записывается план конспектируемого произведения, справа 2/3 листа, где записываются тезисные ответы к этим пунктам плана. Такая форма записи дает возможность делать впоследствии дополнения, исправления, замечания, уточнения.
Различают два вида конспекта. Простой конспект представляет собой сплошную запись без оценки и анализа текста. Составление сложного конспекта требует более высоких аналитических умений работы с первоисточниками, так как необходимо расчленить текст на отдельные смысловые части, критически проанализировать и обобщить материал.
Возможно составление конспекта сразу по нескольким источникам. Подобный вид работы называется сводным (тематическим) конспектом. Этот вид конспекта необходим для подготовки к проблемным семинарам, когда рекомендуется проанализировать несколько источников по одному вопросу. При составлении тематического конспекта следует первоначально ознакомиться с планом семинарского занятия, выделить логику и последовательность в изучении нескольких источников, составить план каждого из них и приступить непосредственно к конспектированию, следуя единому плану.
2.Ответьте устно на вопросы 1-13.
3. Выполните устно творческие задания 3,4 и письменно – 1,2.
Примерный план семинара
1.Проверка выполнения студентами письменного задания.
2. Коллективное обсуждение вопросов 1-13.
3. Выборочные выступления с результатами творческих заданий.
Самостоятельная работа (после семинара)
Сформулируйте принципы достойной для человека жизни и найдите им обоснование. Как они корреспондируются с принципами и содержанием воспитания?
Темы докладов и рефератов на семинарские занятия 10-11
1. Социальная сущность и системный характер воспитания.
2. Постановка воспитательных целей с учетом индивидуальных задатков и способностей подростка.
3. Закономерности и принципы воспитания.
4.Основные подходы к рассмотрению содержания воспитания на современном этапе развития общества.
5. Разработайте мероприятие по одному из видов воспитания.
Примерная литература для подготовки к занятию
1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 299 с.
2. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с.
3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с.
4. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. Сер. «Пед. образование». – остов н/Д.: Издат. центр «МарТ», 2002. – 320 с.
5. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.
6. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., испр. и перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.
7. Педагогика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Юрайт : Высшее образование, 2009. – 430 с.
8. Реан А. А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.
9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕС, 2004. – 384 с.
10. Сластенин В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –480 с.
11. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.
|