ПРИВЕТ, ДИМА!
Главная | Каталог файлов | Регистрация | Вход
 
Понедельник, 07.07.2025, 07:18
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Меню сайта
Категории раздела
Общая и профессиональная педагогика [15]
Задания к семинарским занятиям.
Главная » Файлы » ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОГО ОТД-НИЯ ИНСТИТУТА ИСКУССТВ » Общая и профессиональная педагогика

Семинарское занятие №10-11. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ, СОДЕРЖАНИЕ
[ Скачать с сервера (18.7 Kb) ] 04.04.2014, 15:35

Семинарское занятие №10-11. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: СУЩНОСТЬ, ЦЕЛИ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ПРИНЦИПЫ, СОДЕРЖАНИЕ

 

Цели занятия: сформировать у студентов понятие о сущности и целях процесса воспитания, познакомить с различными подходами в педагогической литературе к выделению закономерностей и принципов воспитания; с характеристикой основных закономерностей и принципов воспитания, изучить понятие «содержание воспитания», рассмотреть сущность различных направлений воспитания.

 

1. Понятие воспитания, его специфика.

2. Основные признаки воспитания.

3. Сущность воспитания как педагогического процесса.

4. Идеи, лежащие в основе современной идеологии воспитания.

5. Проблема целей воспитания в истории (Платон, Сократ, Аристотель о целях воспитания и др.).

6. Цели и задачи воспитания в современных социально-экономических условиях.

7. Характеристика основных закономерностей воспитания.

 

семинар (10)  ­

_____________________________________________________

(семинар 11)  ¯

 

8. Общие положения о принципах воспитания.

9. Характеристика принципов воспитания.

10. Значение принципов воспитания в воспитательном процессе.

11. Национальные особенности воспитания.

12. Основные подходы к рассмотрению содержания воспитания.

13. Виды и направления воспитания.

 

Творческое задание 1

 

Проанализируйте приведенные ниже высказывания о сути процесса воспитания.

1) Хорошо сформированная цивилизация – это совокупность факторов подкрепления. Члены этой цивилизации ведут себя таким образом, чтобы поддержать личность, давать ей возмож­ность преодолевать всякого рода неожиданности и изменять ее ... с помощью факторов подкрепления» (Скиннер Б. Утопия и человеческое поведение).

2) Теория удовольствия и неудовольствия, наслаждения и стра­дания – это старая сенсуалистическая теория... ложна в самом своем основании... Жизнь души, не порывающая сама себя, может состоять только в деятельности не для добывания удо­вольствий, а для самого дела. В такой деятельности и удоволь­ствия и неудовольствия нейтрализуются, и на их место выходит жизнь – горящая, пламенная, сыплющая вокруг искры; человек мыслящий ... берет самый этот источник жгучих и блестящих искр» (Ушинский К. Д. Собр. соч. – Т. 10). С чем вы согласны и с чем не согласны в этих высказываниях?

 

Творческое задание 2

 

Сравните эти высказывания:

а) «На Западе... развитие цивилизации дошло до крайних пределов, т. е. до крайних пределов раз­вития лица... И это состояние, т. е. распадение масс на личности («лучиночки»), иначе цивилизация, есть со­стояние болезненное» (Достоевский Ф. М. Цит. по: Козлова – О. Н. Введение в теорию воспитания. – М., 1994. – С. 78.)

б) «Самое резкое, наиболее бросающееся в глаза отличие за­падного воспитания от нашего состоит в том, что человек западный, не только образованный, но даже полуобразован­ный, всегда всего более и всего ближе знаком со своим оте­чеством: с родным ему языком, литературой, историей, гео­графией, статистикой, политическими отношениями, фи­нансовым положением и т. д., а русский человек всего менее знаком именно с тем, что всего к нему ближе, со своей ро­диной и со всем, что к ней относится» (Ушинский К. Д. Избр. пед.соч.-М., 1954. – Т. 11. – С. 279). Как вы это понимаете? Какое мнение вам ближе и почему?   

 

Творческое задание 3

 

1. «В гражданском обществе, – писал Гегель, – каждый для себя – цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей, эти другие суть потому средства для целей особенного» (Гегель Г. Соч. – М.; Л., 1934. – Т. 7. – С. 211). Согласны ли вы с данным высказыванием? Если да, каким должно быть содержание воспитания в таком случае? Если нет, то почему?

 

Творческое задание 4

 

2. «… Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, не законно и не возможно. Права воспитания не существует. Я не признаю его…» (Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед. соч. – М., 1989. – С. 208-209). Разделяете ли вы мнение Л.Н. Толстого? Приведите аргументы в поддержку своего мнения.

 

Подготовка к семинару

 

1. Письменное задание по актуальным вопросам воспитания, его целях, принципов и содержания.

Методическая подсказка. Конспект – один из основных видов работы с первоисточниками, представляет собой краткий очерк, обзор, изложение материала и включает основные мысли и идеи работы, изложенные в порядке их взаимосвязи. Конспектирование текстов проводится после тщательного анализа и полного изучения (прочтения). Конспектирование способствует логизации мышления студентов, позволяет научиться точному и краткому выражению мыслей.

Конспект должен отвечать ряду требований:

• краткости, так как сам термин «конспект» означает краткое изложение какого‑то выступления, произведения и т. д. (размер конспекта составляет 7-10 % от размера первоисточника);

• ясности, которой необходимо добиваться при сокращении изучаемого произведения в процессе конспектирования. Для этого некоторые положения автора следует формулировать своими словами;

• полноты и точности, которые не должны противоречить требованиям краткости и ясности. Полнота конспекта достигается за счет фиксации основных положений текста, воспроизводящих авторскую логику изложения. Для большей точности основные положения работы необходимо записывать в формулировках, терминологии и стилистике автора, делая ссылки на страницу, откуда была взята цитата.

При конспектировании немаловажно делать определенные записи и пояснения, отражающие собственное отношение к тем или иным идеям и мыслям, высказанными в тексте; возможна формулировка возникающих по мере конспектирования вопросов и замечаний. Оформлять записи рекомендуем по такой форме: лист тетради делят на две части – слева 1/3 листа, где записывается план конспектируемого произведения, справа 2/3 листа, где записываются тезисные ответы к этим пунктам плана. Такая форма записи дает возможность делать впоследствии дополнения, исправления, замечания, уточнения.

Различают два вида конспекта. Простой конспект представляет собой сплошную запись без оценки и анализа текста. Составление сложного конспекта требует более высоких аналитических умений работы с первоисточниками, так как необходимо расчленить текст на отдельные смысловые части, критически проанализировать и обобщить материал.

Возможно составление конспекта сразу по нескольким источникам. Подобный вид работы называется сводным (тематическим) конспектом. Этот вид конспекта необходим для подготовки к проблемным семинарам, когда рекомендуется проанализировать несколько источников по одному вопросу. При составлении тематического конспекта следует первоначально ознакомиться с планом семинарского занятия, выделить логику и последовательность в изучении нескольких источников, составить план каждого из них и приступить непосредственно к конспектированию, следуя единому плану.

2.Ответьте устно на вопросы 1-13.

3. Выполните устно творческие задания 3,4 и письменно – 1,2.

 

Примерный план семинара

 

1.Проверка выполнения студентами письменного задания.

2. Коллективное обсуждение вопросов 1-13.

3. Выборочные выступления с результатами творческих заданий.

 

Самостоятельная работа (после семинара)

 

Сформулируйте принципы достойной для человека жизни и найдите им обоснование. Как они корреспондируются с принципами и содержанием воспитания?

 

Темы докладов и рефератов на семинарские занятия 10-11

 

1. Социальная сущность и системный характер воспитания.

2. Постановка воспитательных целей с учетом индивидуальных задатков и способностей подростка.

3. Закономерности и принципы воспитания.

4.Основные подходы к рассмотрению содержания воспитания на современном этапе развития общества.

5. Разработайте мероприятие по одному из видов воспитания.

 

 

 

Примерная литература для подготовки к занятию

 

1. Бордовская Н.В. Педагогика. Учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 299 с.

2. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно-социальный подход: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 240 с.

3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ», 2005. – 448 с.

4. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студентов пед. вузов. Сер. «Пед. образование». – остов н/Д.: Издат. центр «МарТ», 2002. – 320 с.

5. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. Учеб. пособие.  – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.

6. Методика воспитательной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л.К. Гребенкина, Е.М. Аджиева, О.В. Еремкина и др.; под ред. В.А. Сластенина. – 5-е изд., испр. и перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.

7. Педагогика: Учеб. пособие для вузов / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Юрайт : Высшее образование, 2009. – 430 с.

8. Реан А. А. Психология и педагогика: Учеб. пособие для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 432 с.

9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕС, 2004.  – 384 с.

10. Сластенин В.А., Каширин В. П. Психология и педагогика.: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –480 с.

11. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.

 

 

 

 

Категория: Общая и профессиональная педагогика | Добавил: Платон
Просмотров: 2777 | Загрузок: 159
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту
Фраза дня
Друзья сайта 1
  • Историк
  • Лента.ру
  • Педсовет
  • Интернет урок
  • Медгородок
  • ПРОСОФТ-3
  • Помощник всем
  • ДЕТОВОДИТЕЛЬ
  • Всем, кто учится
  • Все для студента
  • Ист.изобр. иск-ва
  • Фед. ин-т пед. изм-ний
  • Друзья сайта 2
  • Завуч
  • Открытый класс
  • Блог Л.А. Кацвы
  • Учительский портал
  • Единая коллекция ЦОР
  • Сцен-и празд-ков и школ. мер-й
  • Фестиваль педагогических идей
  • Глобус
    Наш опрос
    Я испытываю плохое состояние, когда:
    Всего ответов: 134
    АФОРИЗМЫ
    Публикация ссылки
    Время жизни сайта
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Статистика
    Яндекс.Метрика

    Copyright MyCorp © 2025